Родители хотели видеть Жерара Филипа юристом, но мать, заметив, что тот увлечен театром, поддержала сына, хотя отец был категорически против его актерской карьеры. Филип окончил театральные курсы в Ницце и в 1942-м дебютировал на сцене. Публика и коллеги приняли начинающего артиста благосклонно, а уже после спектакля «Калигула» (1945) им восхищался весь Париж. Отец Жерара, Марсель Филип, занимавшийся бизнесом и прежде не очень-то привечавший богему, во время оккупации Парижа открыл пансион для актеров, где жили Симона Синьоре, Ив Аллегре и другие будущие знаменитости. Для Жерара, уже вовсю игравшего на сцене, это была подходящая компания. Когда столица Франции была освобождена, Марселя Филипа арестовали, обвинив в коллаборационизме, и приговорили к смертной казни. Однако ему удалось бежать, он скрылся в Испании, о чем не знала даже его жена. Она, кстати, всю жизнь увлекавшаяся спиритизмом, после войны стала модной гадалкой, и вся парижская творческая общественность ходила к ней, чтобы получить сведения о своем будущем. А будущее ее сына было ясным и без предсказаний. Потому что актер с такими глазами, улыбкой, пластикой, иронией, обаянием, харизмой, как принято теперь говорить, рождается раз в сто лет. В конце 40-х количество поклонников Филипа росло не по дням, а по часам, потому что одна за другой выходили картины с его участием – «Идиот» (1946) Жоржа Лампена, «Дьявол во плоти» (1947) Клода Отан-Лара, «Пармская обитель» (1948) Кристиан-Жака. Актер превратился в национальное достояние, главного романтического героя мирового кино и первого любовника поколения. На такие восторженные эпитеты не скупилась пресса ни в те годы, ни в последующие. С журналистами были солидарны коллеги актера. Например, Жанна Моро позднее вспоминала: «Это был очень красивый человек, высокий, сухопарый. С матовым цветом лица, какой бывает у мужчин, находящихся в прекрасной физической форме. Он являл собой олицетворение силы и веры. И он всегда мечтал о совершенстве, хотел стать настоящим актером и настоящим человеком». Правда, подобный пафос разделяли далеко не все. Даниэль Дарье говорила, что сниматься с Жераром – все равно, что играть перед каменной стеной: все его чувства стерильны, а сам он внутренне абсолютно холоден. Конечно, не исключено, что это была реакция отвергнутой рассерженной женщины: личное и профессиональное актеры не всегда разделяют – такова специфика работы. Женившись в 1951 году на Анн Николь Фуркад (кстати, Филип разрушил ее первый благополучный брак), он был верным мужем, хорошим отцом (в 1954-м родилась дочь Анн-Мари, в 1956-м – сын Оливье), весьма сдержанным человеком в своих отношениях с многочисленными партнершами-красавицами, образцом достоинства и добродетели. Таким он, в частности, предстал в книгах жены, написанных ею после смерти актера. Впрочем, существует версия, что семейную идиллию в свое время всерьез нарушила актриса Дани Каррель, растрезвонившая о своем романе с Филипом. Мало того, ходили слухи, будто актер вел довольно бурную интимную жизнь, предпочитая дам легкого поведения, и был едва ли не садистом. Что в этом правда, а что художественный вымысел – спустя полвека разбираться смысла нет. А вот фильмы с Жераром Филипом остались, без всяких оговорок: «Фанфан-Тюльпан» (1952), «Красное и черное» (1954), «Большие маневры» (1955), «Монпарнас, 19» (1958). Остались, потому что в современном кино острая нехватка «его» героев – романтичных, дерзких, гордых, независимых, обаятельных, даже если они циники (как Октав Мурэ в «Чужих женах», 1957). Для того чтобы они появились, в нашу эпоху дефицита свежих идей ничего не остается, как снимать римейки, что и сделали продюсер Люк Бессон и режиссер Жерар Кравчик в 2003 году, практически поэпизодно восстановив «Фанфан-Тюльпан» пятидесятилетней давности. А Венсан Перес, сыгравший главную роль, лишний раз напомнил о волшебной силе искусства: «Об этой роли я мечтал чуть ли не с мальчишества, когда смотрел картину с Жераром Филипом. Сама эта история мне кажется абсолютно современной. Она – о потребности в свободе и романтическом идеале, которые противостоят абсурду войны. Фанфан – воплощение свободолюбия. Он хочет жить полной жизнью. Он все обращает в игру и смеется в лицо властям. Он человек чести и знает, что такое любовь к женщине. Мне нравится этот характер – я сам такой же». Избранная фильмография актера: 1959. ОПАСНЫЕ СВЯЗИ 1960 / LIAISONS DANGEREUSES , LES /, реж. Роже Вадим 1959. ЛИХОРАДКА ПРИХОДИТ В ЭЛЬ-ПАСО / FIEVRE MONTE A EL PAO , LA /, реж. Луис Бунюэль 1958. ИГРОК / JOUEUR , LE /, реж. Клод Отан - Лара 1958. МОНПАРНАС , 19 /AMANTS DE MONTPARNASSE (MONTPARNASSE, 19), LES/, реж . Жак Бекер 1957. ЧУЖИЕ ЖЕНЫ /POT-BOUILLE/, реж. Жюльен Дювивье 1956. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТИЛЯ УЛЕНШПИГЕЛЯ /AVENTURES DE TILL L’ESPIEGLE, LES/, реж . Жерар Филип, Йорис Ивенс 1955. БОЛЬШИЕ МАНЕВРЫ /GRANDES MANOEUVRES/, реж. Рене Клер 1954. КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ /ROUGE ET LE NOIR, LE/, реж. Клод Отан-Лара 1954. ГОСПОДИН РИПУА /MONSIEUR RIPOIS/, реж. Рене Клеман 1953. ГОРДЕЦЫ /ORQUEILLEUX, LES/, реж. Ив Аллегре, Рафаэль Е. Портас 1952. НОЧНЫЕ КРАСАВИЦЫ /BELLES DE NUIT, LES/, реж . Рене Клер 1952. СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ /SEPT PECHES CAPITAUX, LES, segment THE HUITIÈME PÉCHÉ, LE/EIGHTH SIN), реж . Жорж Лакомб 1952. ФАНФАН-ТЮЛЬПАН /FANFAN LA TULIPE/, реж. Кристиан-Жак 1951. ЖЮЛЬЕТТА, ИЛИ КЛЮЧ К СНОВИДЕНИЯМ /JULIETTE OU LA C L EF DES SONGES/, реж. Марсель Карне 1950. ПОТЕРЯННЫЕ СУВЕНИРЫ /SOUVENIRS PERDUS/, реж. Кристиан-Жак 1950. КАРУСЕЛЬ /RONDE, LA/, реж. Макс Офюльс 1950. КРАСОТА ДЬЯВОЛА /BEAUTE DU DIABLE, LA/, РЕЖ . Рене Клер 1948. ПАРМСКАЯ ОБИТЕЛЬ /CHARTREUSE DE PARME, LA/, реж . Кристиан-Жак 1947. ДЬЯВОЛ ВО ПЛОТИ /DIABLE AU CORPS, LE/, реж. Клод Отан-Лара 1946. ИДИОТ /IDIOT, L’/, реж. Жорж Лампен 1944. МАЛЮТКИ С НАБЕРЕЖНОЙ ЦВЕТОВ /PETITES DU QUAI AUX FLEURS, LES/, реж. Марк Аллегре
|