Один из величайших режиссеров мирового кино. Отец киносюрреализма. Автор более чем 30 фильмов. Режиссер, работавший в разных странах, менявший тематику и стилистику своих произведений, оказавший большое влияние на кинематографистов последующих поколений, до самой последней картины сохранивший невероятную творческую энергию. Луис Бунюэль вырос в провинциальной Сарагосе. Его отец входил в число самых состоятельных граждан города. Образование будущий режиссер получал в «Коллеж дель Сальвадор», учебном заведении иезуитов с суровой дисциплиной и преимущественно религиозными предметами. Там Бунюэль провел семь лет, и вышел оттуда почти готовым атеистом. Следующие семь лет он учился в мадридском университете, периодически меняя факультеты (агрономический, инженерный, отделение естественных наук, философский). Его друзья студенческой поры – Рафаэль Альберти, Сальвадор Дали и Федерико Гарсиа Лорка, оказавший на Бунюэля огромное влияние (хотя многие произведения поэта он терпеть не мог). В 1925 году Бунюэль оказался в Париже, в который со всего света съезжались тысячи художников, поэтов, писателей, композиторов. Ежевечерние посиделки в легендарной «Ротонде», выставки, джазовые концерты, полулюбительские постановки в маленьких театрах… Знакомство с Жанной Рюкар, красавицей, студенткой Сорбонны, спортсменкой (бронзовым призером Парижских олимпийских игр по художественной гимнастике), на которой он женился спустя почти десять лет, прожил с нею всю жизнь, воспитав двоих сыновей (один из них, Жан-Луи, стал режиссером). И, наконец, кино. Бунюэль смотрел по несколько картин в день, писал о них заметки во французские и испанские газеты. Главным потрясением для него стал «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, а после «Усталой смерти» Фрица Ланга он понял, что тоже хочет снимать фильмы. (Спустя десятилетия Бунюэль, уже ставший классиком, впервые встретился с Лангом и, к изумлению немецкого классика, попросил надписать его фотографию.) Некоторое время он занимался в актерской школе Жана Эпштейна (все ученики, кроме него, были русскими эмигрантами), затем работал ассистентом на его картинах, снимался в крохотных эпизодах. За неделю написав вместе с Дали сценарий «Андалузского пса» и понимая, что ни одна студия не захочет это финансировать, он попросил денег у матери. Потратив половину суммы в кабаках, на оставшиеся средства, за две недели, Бунюэль снял свой первый фильм. На премьере был весь цвет Парижа, в прокате «Андалузский пес» продержался восемь месяцев, а к тому времени уже существовавшая группа сюрреалистов (поэтов, художников) приняла Бунюэля в свои ряды. Одновременно картина вызвала волну негодования, усилившуюся после «Золотого века» до такой степени, что показ второго фильма режиссера был запрещен на десятки лет. Год Бунюэль прожил в Голливуде, изучая технические киноновинки, но в большей степени насыщенно проводя время в общении с соотечественниками, работавшими в Америке, а также с Чарли Чаплином, Эйзенштейном и другими знаменитостями. Вернувшись в Европу, несколько лет он дублировал картины – сначала работал в Париже для «Парамаунта», потом в Мадриде для «Уорнер бразерс». Когда в Испании началась гражданская война, Бунюэль оказался в Париже в качестве сотрудника республиканского посольства, а затем уехал в Америку, где долго был без работы, пока с помощью друзей не получил должность главного редактора в музее современного искусства. Его обязанностью был отбор пропагандистских антинацистских фильмов, а также их прокат на английском, испанском и португальском языках. Ближайший друг молодости Сальвадор Дали, с которым они к тому времени уже много лет как не общались (Бунюэль ненавидел жену художника Галу), выпустил книгу мемуаров, где рассказал об атеистических взглядах режиссера, и влиятельные представители католических кругов в Америке добились увольнения Бунюэля. В этот момент ему помог Владимир Познер (отец известного телеведущего), и Бунюэль стал озвучивать испанские варианты документальных картин об американской армии. Получив предложение от знакомого продюсера поставить малобюджетный фильм в Мексике, он без особого энтузиазма (Латинская Америка его никогда не привлекала) согласился и «задержался» там на долгие годы, в 1949-м получил гражданство, снял 20 фильмов (всего в его фильмографии 32 ленты). Самые значительные «мексиканские» произведения – «Забытые», «Он», «Назарин», «Симеон-столпник», «Ангел-истребитель». В 1960-м, спустя четверть века, он приехал на родину, и там актер Франсиско Рабаль познакомил его с мексиканским бизнесменом Густаво Алатристе, женой которого была актриса Сильвия Пиналь. Результатом этой встречи стал фильм «Виридиана». Он снимался в Мадриде, вызвал в Испании скандал и был запрещен, получил «Золотую пальмовую ветвь» в Канне. Прокурор Милана, посмотрев его, затеял судебный процесс, вследствие которого режиссера приговорили к году тюрьмы в случае, если он ступит на итальянскую землю (позднее приговор был отменен). Продюсер Алатристе понял содержание фильма после шестого просмотра. А с 1963-го, с «Дневника горничной», к взаимной радости началось сотрудничество Бунюэля и французского продюсера Сержа Зильбермана. Многие члены съемочной группы, в том числе сценарист Жан-Клод Карьер, стали надежной командой режиссера и работали с ним на последующих картинах. Этот период творчества Бунюэля, которому было уже за 60, самый значительный. Каждый фильм вызывал огромный интерес, споры («Млечный путь», например, многие называли демонстративно антирелигиозной картиной, а писатель Хулио Кортасар заявил, что Бунюэлю за нее заплатил Ватикан), награждался на престижных кинофестивалях или номинировался на кинопремии. Самый большой коммерческий успех был у «Дневной красавицы». «Причина, скорее, в наличии шлюх в фильме, чем в выдающейся режиссуре», – иронизировал Бунюэль. Любовь к провокациям, которая в молодости привела его в ряды сюрреалистов, он сохранил на всю жизнь. Когда «Скромное обаяние буржуазии» номинировали на «Оскара» в категории «Лучший иностранный фильм», к Бунюэлю приехали мексиканские журналисты и спросили, надеется ли он получить премию. «Конечно, – ответил режиссер, – ведь я заплатил уже 25 тысяч долларов, которые у меня запросили. А американцы – люди слова». Мексиканцы купились и опубликовали все, как сказал классик. Был большой скандал. Выдающийся фильм «Этот смутный объект желания» он поставил, когда ему было 77, и ушел на покой. Последние годы жизни тяжело болел, потерял слух, почти ослеп. Но это не помешало ему написать (в соавторстве с Жан-Клодом Карьером) книгу «Мой последний вздох». Это замечательные мемуары, яркие, откровенные, глубокие, язвительные, ироничные, остроумные, такие же, как и большинство его фильмов. Избранная фильмография режиссера: 1977. ЭТОТ СМУТНЫЙ ОБЪЕКТ ЖЕЛАНИЯ /CET OBSCUR OBJET DU DESIR/, номинация на премию «Оскар» за лучший сценарий, премия кинокритиков Америки за лучшую режиссуру, премия кинокритиков Лос-Анджелеса за лучший зарубежный фильм 1974. ПРИЗРАК СВОБОДЫ / LE FANTOME DE LA LIBERTE /, премия Итальянского синдиката киножурналистов Silver Ribbon в номинации «Лучший режиссер зарубежного фильма» 1972. СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ БУРЖУАЗИИ / CHARME DISCRET DE LA BOURGEOISIE , LE /, премия Британской киноакадемии BAFTA и номинация на премию «Оскар» за лучший сценарий, номинации на премию Британской киноакадемии BAFTA за лучшую режиссуру и звук, премия кинокритиков Америки за лучшую режиссуру, премия Французского синдиката киножурналистов за лучший фильм 1969. ТРИСТАНА /TRISTANA/ 1968. МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ /A VOIE LACTEE/ 1967. ДНЕВНАЯ КРАСАВИЦА / BELLE DE JOUR /, «Золотой лев» Венецианского МКФ, премия Французского синдиката киножурналистов за лучший фильм 1965. СИМЕОН-СТОЛПНИК /СИМЕОН-ПУСТЫННИК / SIMON DEL DESIERTO /, Специальный приз жюри и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции 1963. ДНЕВНИК ГОРНИЧНОЙ /JOURNAL D'UNE FEMME CHAMBER, LE/ 1962. АНГЕЛ - ИСТРЕБИТЕЛЬ /ANGEL EXTERMINADOR, EL/ 1961. ВИРИДИАНА / VIRIDIANA /, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского МКФ 1960. ДЕВУШКА / THE YOUNG ONE /, специальное упоминание жюри Каннского МКФ 1959. НАЗАРИН / NAZARIN /, приз Каннского МКФ 1959. ЛИХОРАДКА ПРИХОДИТ В ЭЛЬ-ПАО / LA FI È VRE MONTE À EL PAO / 1956. СМЕРТЬ В ЭТОМ САДУ / MORT EN CE JARDIN , LA / 1956. ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ ЗАРЕЙ / CELA S ' APPELLE L ' AURORE / 1955. ПОПЫТКА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ENSAYO DE UN CRIMEN / 1954. БЕЗДНЫ СТРАСТИ /ABISMOS DE PASSION/ 1954. ИЛЛЮЗИЯ РАЗЪЕЗЖАЕТ В ТРАМВАЕ /ILUSIÓN VIAJA EN TRANVÍA, LA/ 1954. РОБИНЗОН КРУЗО / ROBINSON CRUSOE /, Национальная кинопремия Мексики Ariel за лучший фильм, сценарий и режиссуру, приз за режиссуру на Каннском МКФ 1953. ОН /EL/ 1953. ЗВЕРЬ /EL BRUTO/ 1952. ЖЕНЩИНА БЕЗ ЛЮБВИ /UNA MUJER SIN AMOR/ 1952. ЛЕСТНИЦА В НЕБО / SUBIDA AL CIELO / 1951. СУСАНА /SUSANA/ 1950. ЗАБЫТЫЕ / OLVIDADOS , LOS /, Национальная кинопремия Мексики Ariel за лучший фильм, сценарий, сюжет и режиссуру 1947. БОЛЬШОЕ КАЗИНО /GRAN CASINO /TAMPICO/ 1933. ЗЕМЛЯ БЕЗ ХЛЕБА / LAS HURDES /, док. 1930. ЗОЛОТОЙ ВЕК / AGE D ' OR , L '/ 1929. АНДАЛУЗСКИЙ ПЕС /CHIEN ANDALOU, UN/
|