Отцом Клода Отан-Лара был архитектор Эдуард Отан, близкий друг скульптора Огюста Родена, а матерью – звезда Комеди Франсез Луиза Лара, известная тем, что отказалась участвовать в шовинистических манифестациях, организованных во время Первой мировой войны, и была вынуждена уехать в Англию вместе с сыном. В 16 лет Отан-Лара был принят в художественную школу, а в 1919-м, став декоратором у режиссера Марселя Л‘Эрбье, он открыл для себя мир кино. В последующие годы Отан-Лара сотрудничал с Фернаном Леже, Рене Клером и Альберто Кавальканти в студии, где Л‘Эрбье удалось объединить многих мастеров нового искусства. Сняв две экспериментальные короткометражки, Отан-Лара на два года перебрался в Голливуд, где работал над французскими версиями американских картин с участием Бастера Китона и Гарольда Ллойда. В 1933 году он снял свой первый полнометражный фильм «Сибулет», экранизацию одноименной оперетты. Автор первоначального либретто Франсис де Круассе выступил в прессе против искажений его текста и развязал полемику, в которой молодой режиссер смог продемонстрировать весь свой пыл. Однако в конечном счете фильм был изуродован продюсерами, а его автор надолго замолчал. Ни фильм, снятый им в Лондоне в 1936-м («Мой партнер мистер Дэвис»), ни картины, которые он делал в качестве «кинематографического негра» для Мориса Лемана, ни три анонимные ленты, выпущенные накануне войны, не позволили Отан-Лара показать свое истинное авторское лицо. Лишь во время оккупации, поставив три картины с Одетт Жуайе в главных ролях, он проявил себя, с одной стороны, как искусный каллиграф, воспроизводящий эстетику конца XIX века, а с другой – как суровый моралист, не щадящий самолюбие зажиточных буржуа. Тот же киноязык и присущая автору язвительность приносят скандальный успех фильму «Дьявол во плоти» (1947). После него режиссера еще долго характеризовали как борца анархистского толка, хулителя патриотических и религиозных ценностей. В течение двенадцати лет Отан-Лара снял более десяти фильмов, разных по значимости, но всегда точно выражавших отношение автора к происходившему. Его экранизация романа Колетт «Молодо-зелено» (1954) была названа аморальной и запрещена к показу в нескольких городах, а выход в прокат жизнерадостного антиклерикального фарса «Красная таверна» (1951) предварялся многочисленными запретами. Следующими важными картинами режиссера стали «Через Париж» (1956, в ней были детально показаны различные стороны жизни оккупированной Франции в противовес героическому образу, появившемуся на экране в последующие годы) и «В случае несчастья» (1958). В обоих фильмах был занят Жан Габен, который создал два дополняющих друг друга образа буржуа: блистательного и опозоренного. Молодые критики, образовавшие французскую «новую волну», бескомпромиссно расправлявшиеся с «папиным» кино, недостатками Отан-Лара считали элитарную эстетику и излишнюю красивость диалогов. Отан-Лара продолжал работать до середины 70-х. В 1984-м выпустил мемуары «Ярость в сердце». В 80-е же занялся политикой, став соратником Жан-Мари Ле Пена, и даже заседал в Европейском парламенте. Избранная фильмография режиссера: 1977. ГЛОРИЯ /GLORIA/ 1971. НОЧНАЯ МАРГАРИТА /MARGUERITE DE LA NUIT/ 1966. ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ ВОЗМУЩАЕТСЯ /FEMME EN BLANC SE REVOLTE, UNE/ 1965. ДНЕВНИК ЖЕНЩИНЫ В БЕЛОМ /JOURNAL D’UNE FEMME EN BLANC, LE/ 1961. ОТКАЗНИК /TU NE TUERAS POINT/ 1961. ГРАФ МОНТРЕ - КРИСТО /COMTE DE MONTE CRISTO, LE/ 1958. ИГРОК /JOUEUR, LE/ 1958. В СЛУЧАЕ НЕСЧАСТЬЯ /EN CAS DE MALHEUR/ 1956. ЧЕРЕЗ ПАРИЖ / TRAVERSEE DE PARIS , LA /, премия Французского синдиката кинокритиков за лучший фильм 1954. КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ /ROUGE ET LE NOIR, LE/, премия Французского синдиката кинокритиков за лучший фильм 1954. МОЛОДО - ЗЕЛЕНО /BLE EN HERBE, LE/ 1952. СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ /SEPT PÉCHÉS CAPITAUX, LES, segment ORGUEIL, L'/PRIDE/ 1951. КРАСНАЯ ТАВЕРНА /AUBERGE ROUGE, L'/ 1947. ДЬЯВОЛ ВО ПЛОТИ /DIABLE AU CARPS, LE/, премия Итальянского синдиката киножурналистов Silver Ribbon за лучший иностранный фильм 1943. НЕЖНАЯ /DOUCE/ 1942. ЛЮБОВНЫЕ ПИСЬМА /LETTRES D'AMOUR/ 1939. ГОП СТОП /FRIC-FRAC/ 1937. ДЕЛО ЛИОНСКОГО КУРЬЕРА /AFFAIRE DU COURRIER DE LYON, L'/ 1936. МОЙ ПАРТНЕР МИСТЕР ДЭВИС /.MY PARNTER MR DAVIS/ 1933. СИБУЛЕТ /CIBOULETTE/
|