Альберто Пинкерле (в качестве псевдонима он взял фамилию бабушки) родился в состоятельной семье. Его отец был архитектором и художником. В детстве будущий писатель болел туберкулезом и несколько лет жил преимущественно в горных санаториях. Это время он считал очень важным в своей жизни – Моравиа много читал, изучал языки, начал писать. В 1929-м он опубликовал первый роман, «Равнодушные», который имел большой успех. (Книга была экранизирована в 1964-м режиссером Франческо Мазелли.) В тридцатые годы Моравиа работал иностранным корреспондентом нескольких итальянских газет. Он побывал в США, Польше, Китае, Мексике и других странах. Между тем, в Италии его книги подвергались цензуре правительства Муссолини, а Ватикан включил их в список запрещенных книг. С 1941-го по 1943 год писатель жил на острове Капри. В это время он начал писать свой самый знаменитый роман – «Чочара», но закончил его только десять лет спустя. Софи Лорен, сыгравшая в экранизации, поставленной Витторио Де Сикой в 1960-м, получила премию «Оскар». Не менее значимым произведением стал и «Конформист», опубликованный в 1951 году. А спустя двадцать лет Бернардо Бертолуччи снял по нему великий фильм. К творчеству Моравиа обратился и Жан-Люк Годар, экранизировав «Презрение», хотя высказался по этому поводу в своем провокационном стиле: «Милое и вульгарное чтиво для поездки в поезде, полное классических старомодных сантиментов, несмотря на современность ситуации. Но из таких романов часто выходят лучшие фильмы». Хотя его книги послужили основой для нескольких фильмов, а сам он написал немало сценариев, Моравиа не был большим поклонником кино, предпочитая театр из-за его более тесной связи с публикой. Несколько десятилетий он оставался одним из самых известных за пределами страны итальянских писателей. Помимо написания книг, на протяжении всей жизни он занимался журналистикой, публиковался в газетах «Corriere della Sera» и «Il Mondo». Состоял в итальянской компартии. В 1984 был избран представителем Италии в Европейском парламенте. В 1958-м был одним из претендентов на Нобелевскую премию, но в итоге ею наградили Бориса Пастернака. Моравиа был трижды женат. Первая и вторая жены – Эльза Моранте и Дача Мараини – писательницы. Последняя спутница его жизни, испанка Кармен Ллера, была почти на пятьдесят лет моложе мужа. Фильмы, поставленные по произведениям Альберто Моравиа: 1998. ЖЕЛАНИЕ /L'ENNUI/, реж. Седрик Кан 1991. ПОДГЛЯДЫВАЮЩИЙ /L'UOMO CHE GUARDA/, реж. Тинто Брасс 1991. МУЖЬЯ И ЛЮБОВНИКИ /LA VILLA DEL VENERDÌ/, реж. Мауро Болоньини 1984. ВНИМАНИЕ /L'ATTENZIONE/, реж. Джованни Сольдати 1981. НЕПОКОРНОСТЬ /DISUBBIDIENZA, LA/, реж. Альдо Ладо 1970. КОНФОРМИСТ /CONFORMISTA, IL/, реж. Бернардо Бертолуччи 1967. ДИКИЙ ГЛАЗ /L'OCCHIO SELVAGGIO/, реж. Паоло Кавара 1964. РАВНОДУШНЫЕ /GLI INDIFFERENTI/, реж. Франческо Мазелли 1963. ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА /IERI, OGGI, DOMANI/, реж. Витторио Де Сика 1963. ПРЕЗРЕНИЕ /MEPRIS, LE/, реж. Жан-Люк Годар 1963. СКУКА /LA NOIA/, реж. Дамиано Дамиани 1962. АГОСТИНО /AGOSTINO/, реж. Мауро Болоньини 1960. ДЕЛЬФИНЫ / DELFINI, I/, реж. Франческо Мазелли 1960. ЧОЧАРА /CIOCIARA, LA/, реж. Витторио Де Сика 1954. ЖЕНЩИНА С РЕКИ /LA DONNA DEL FIUME/, реж. Марио Сольдати 1954. РИМЛЯНКА /ROMANA, LA/, реж Луджи Дзампа 1953. ВОЛЧИЦА /LUPA, LA/, реж. Альберто Латтуада
|