кинопрокат тв-права новинки dvd каталог dvd события  
о компании | где купить dvd | вакансии |
Имена
 
Жан-Люк Годар / Jean-Luc Godard
Режиссер, сценарист
Родился: 03.12.1930 (Париж, Франция)
Жан-Люк Годар

Жан-Люк Годар родился в состоятельной франко-швейцарской семье: отец – доктор, владелец клиники, мать родом из семьи банкиров. Ребенком, во время войны, жил в Швейцарии. В конце 40-х учился в Сорбонне, изучал антропологию. В студенческие годы стал киноманом. Посещал киноклуб, писал статьи для « Gazette du cinema », позже – для журнала « Les cahiers du cinema », кузницы кадров французской «новой волны». Одна из первых его публикаций «В защиту политического кино» была посвящена советским фильмам. Эрик Ромер, Жак Риветт, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Годар – их тогда называли бандой Шерера (по настоящей фамилии Ромера). Революционный пересмотр предшествующего кинематографа – сначала теоретический, а потом практический, когда эти молодые кинокритики сами вышли на съемочные площадки, – привел к созданию одного из самых интересных направлений в мировом кино.

Антибуржуазный пафос, новый «не киношный» герой, съемки в естественной городской среде, новаторский сюжет – фильм Годара «На последнем дыхании» стал вершиной, символом и, можно сказать, синонимом «новой волны». «Волна» была сильной, но накрыла французское кино ненадолго. Совсем скоро ее лидеры пошли каждый своей дорогой. Хотя, как вспоминал Годар, в редакции « Les cahiers du cinema » продолжали устраивать многочасовые коллективные посиделки до конца 60-х (к большому неудовольствию тогдашней жены режиссера, Анны Карины). Правоверным кинореволюционером на всю жизнь остался только Годар.  

«Во мне всегда сидел дух противоречия», – говорил он, и все его творчество является подтверждением этого тезиса. Он обличал тоталитаризм и милитаризм, политический истеблишмент и буржуазный брак. Одновременно продолжал эксперименты с киноязыком, формой. «Маленький солдат», «Жить своей жизнью», «Презрение», «Безумный Пьеро», «Альфавиль» – его фильмы, поставленные в 60-е, занимают особое место в истории мирового кинематографа.

«Левак» Годар был одним из идейных вдохновителей майских студенческих выступлений в Париже, и вместе с Трюффо, при поддержке группы товарищей, практически сорвал Каннский МКФ 1968 года. Позднее шесть фильмов Годара включались в конкурс этого фестиваля: «Спасайся, кто может», «Страсть», «Детектив», «Ария», «Новая волна», «Хвала любви». Но призов не получали. В 2010-м его «Фильм-социализм» участвовал там в программе «Особый взгляд», но Годар в последний момент отказался приехать на премьеру, прислав телеграмму туманного содержания (версия прессы: обиделся, потому что не пригласили в главный конкурс). В конце 2010-го отказался ехать в Штаты за почетным «Оскаром» (версия: обиделся, потому что награда вручалась хотя и на торжественной, но не на главной церемонии).

В конце 60-х он создал группу «Дзига Вертов» (по имени советского режиссера-авангардиста, в 20-е годы создавшего особое направление кинодокументалистики), несколько лет снимавшую острые политические, можно сказать, пропагандистские ленты. Позднее Годар вернулся к «крупным» игровым формам («Страсть», «Имя Кармен»). 

Как и все «нововолновцы», Годар всерьез изучал творчество Хичкока. В числе его любимых авторов – Николас Рей, Ингмар Бергман, Джон Форд. В свою очередь французский гений оказал серьезное влияние на многих режиссеров мирового кино. Некоторые, осознанно или нет, его копируют. Например, Ларс фон Триер. Знаменитый датчанин несколько лет назад придумал свой киноманифест, назвав его «Догмой». Многие тезисы навеяли воспоминания о «новой волне». Только эффект получился поскромнее: у французов – создание великих фильмов, десятки режиссерских имен и новый уровень кинематографа, у датчан – три режиссера, два фильма и кто сейчас помнит про эту «Догму»? Триер, как и Годар, любит почудачить, покапризничать и, что гораздо серьезнее, выступить с радикальным политическим заявлением. 

О личном. Первая жена Годара – Анна Карина, талантливая актриса и красавица («Жить своей жизнью», «Альфавиль»). Вторая – Анн Вяземски, талантливая актриса («Китаянка», «Теорема»). Третья – Анн-Мари Мьевилль, жена-товарищ, ради него оставила карьеру певицы, верой и правда (в качестве сорежиссера, сценариста, продюсера, монтажера) служит великому мужу.

 

Избранная фильмография режиссера:

2010. ФИЛЬМ - СОЦИАЛИЗМ /FILM SOCIALISME/    

2008. КАТАСТРОФА /UNE CATASTROPHE/

2004. НАША МУЗЫКА / NOTRE MUSIQUE /, приз FIPRESCI на МКФ в Сан-Себастьяне

2002. НА ДЕСЯТЬ МИНУТ СТАРШЕ : ВИОЛОНЧЕЛЬ /TEN MINUTES OLDER: THE CELLO/

2001. ХВАЛА ЛЮБВИ /ELOGE DE L’AMOUR/, специальный приз жюри на МКФ в Вальядолиде

1998. СТАРЫЕ МЕСТА /THE OLD PLACE/

1996. МОЦАРТ – НАВСЕГДА /FOR EVER MOZART/   

1995. ИСТОРИЯ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО ОТ ЖАН - ЛЮКА ГОДАРА /DEUX FOIS CINQUANTE ANS DE CINÉMA FRANÇAIS/  

1994. ЖЛГ – АВТОПОРТРЕТ В ДЕКАБРЕ / JLG – AUTOPORTRAIT DE DÉCEMBRE/

1993. УВЫ МНЕ /HELAS POUR MOI/

1993. ДЕТИ ИГРАЮТ В РУССКИХ /LES ENFANTS JOUENT À LA RUSSIE/

1991. ГЕРМАНИЯ ДЕВЯТЬ НОЛЬ /ALLEMAGNE ANNEE 90/

1990. НОВАЯ ВОЛНА /NOUVELLE VAGUE/

1987. БЕРЕГИ ПРАВУЮ /SOIGNE TA DROITE/, премия имени Луи Делюка    

1987. АРИЯ /ARIA/    

1987. КОРОЛЬ ЛИР /KING LEAR/    

1986. ВСТРЕЧА С ВУДИ АЛЛЕНОМ / MEETIN ' WA /

1985. ДЕТЕКТИВ /DÉTECTIVE/, приз за лучший фильм на МКФ в Роттердаме  

1983. ИМЯ: КАРМЕН /PRENOM CARMEN/, приз «Золотой лев» Венецианского МКФ

1982. СТРАСТЬ /PASSION/, номинации на премию César за лучший фильм и режиссуру

1980. СПАСАЙСЯ, КТО МОЖЕТ /SAUVE QUI PEUT (LA VIE)/, номинации на премию César за лучший фильм и режиссуру

1976. КАК ДЕЛА /COMMENT CA VA/

1972. ВСЕ В ПОРЯДКЕ /TOUT VA BIEN/

1970. ВЛАДИМИР И РОЗА /VLADIMIR ET ROSA/

1969. ВОСТОЧНЫЙ ВЕТЕР /LE VENT D’EST/

1969. ПРАВДА /PRAVDA/

1967. ЛЮБОВЬ И ЯРОСТЬ /AMORE E RABBIA/    

1967. УИК-ЭНД /WEEK END/  

1967. КИТАЯНКА /LA CHINOISE/, специальный приз жюри Венецианского МКФ

1966. ДВЕ ИЛИ ТРИ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ Я ЗНАЮ О НЕЙ /2 OU 3 CHOSES QUE JE SAIS D ' ELLE /    

1966. СДЕЛАНО В США /MADE IN U.S.A/   

1966. МУЖСКОЕ - ЖЕНСКОЕ /MASCULIN FÉMININ: 15 FAITS PRÉCIS/  

1965. БЕЗУМНЫЙ ПЬЕРО /PIERROT LE FOU/

1964. АЛЬФАВИЛЬ /ALPHAVILLE/, приз «Золотой медведь» Берлинского МКФ

1964. ЗАМУЖНЯЯ ЖЕНЩИНА /UNE FEMME MARIÉE: SUITE DE FRAGMENTS D'UN FILM TOURNÉ EN 1964/

1963. ПРЕЗРЕНИЕ /LE MÉPRIS/

1963. КАРАБИНЕРЫ /LES CARABINIERS/    

1963. РОГОПАГ /RO.GO.PA.G/.    

1963. МАЛЕНЬКИЙ СОЛДАТ /LE PETIT SOLDAT/  

1962. СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ /LES SEPT PÉCHÉS CAPITAUX/

1962. ЖИТЬ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ /VIVRE SA VIE/, специальный приз жюри Венецианского МКФ

1961. ЖЕНЩИНА ЕСТЬ ЖЕНЩИНА UNE FEMME EST UNE FEMME/, специальный приз Берлинского МКФ

1959. НА ПОСЛЕДНЕМ ДЫХАНИИ /A BOUT DE SOUFFLE/, приз «Серебряный медведь» за режиссуру Берлинского МКФ, премия Французской гильдии кинокритиков и премия имени Жана Виго за лучший фильм