 Жан-Пьер Лео родился в кинематографической семье. Его мать, Жаклин Перье, была актрисой, отец, Пьер Лео, – сценаристом. В 1958-м начинающий режиссер Франсуа Трюффо из сотен мальчишек выбрал 14-летнего Жан-Пьера для исполнения главной роли в фильме «Четыреста ударов». Фильм стал одной из вершин французской «новой волны», классикой мирового кинематографа, а юный актер, сыгравший, по-нашему говоря, трудного подростка, навсегда превратился в своего героя, Антуана Дуанеля. О повзрослевшем Дуанеле Трюффо снял еще несколько картин – «Антуан и Колетт», «Украденные поцелуи», «Семейный очаг», «Сбежавшая любовь» (в лентах Трюффо «Две англичанки и континент» и «Американская ночь» героев Лео зовут иначе, но по сути – характер тот же). Эта роль стала и радостью Лео, и его бедой. Отсвет героя, сделавшего актера знаменитым, чувствуется в любой другой его работе. Все его последующие персонажи или наделены какими-то чертами Дуанеля, или выглядят «отсылкой» к «новой волне». Его имя накрепко связано с фильмами Трюффо, хотя он много снимался и у другого лидера «новой волны», Жан-Люка Годара. Правда, в то время, когда «волна» пошла на убыль – «Мужское-женское», «Сделано в США», «Уикэнд», «Китаянка» (еще позднее – «Детектив»). Хотя в биографии Лео есть отступления в сторону жанрового кино (комедия Жозиан Баласко «Поганые полицейские», некоторые телевизионные проекты), его главной дорогой всегда оставалось кино авторское. Он работал с итальянскими классиками Пьером Паоло Пазолини («Свинарник») и Бернардо Бертолуччи («Последнее танго в Париже», «Мечтатели»). Его снимали в своих фильмах самые модные режиссеры-«киноманы»: в 90-е – финн Аки Каурисмяки («Я нанял убийцу», «Жизнь богемы»), в последнее десятилетие – тайванец Цай Минь Лян («А у вас который час?», «Лицо»). Несмотря на отмечаемую критиками узость его творческого диапазона и самоцитирование, по сей день любое появление Лео на экране притягивает к себе, как магнит: будь то главная роль («Порнограф», «Дело Маркореля») или десятисекундный эпизод («Мой мужчина»). Избранная фильмография актера: 2009. ЛИЦО / FACE /, реж. Цай Минь Лян 2005. Я ВИДЕЛ, КАК УБИЛИ БЕН БАРКУ / J ' AI VU TUER BEN BARKA /, реж. Серж Ле Перон 2004. БЕЗУМНОЕ ЗАТИШЬЕ /FOLLE EMBELLIE/, реж . Доминик Кабрера 2003. МЕЧТАТЕЛИ / DREAMERS , THE /, реж. Бернардо Бертолуччи 2002. ВОЙНА В ПАРИЖЕ / LA GUERRE À PARIS /, реж. Иоланда Зоберман 2001. ПОРНОГРАФ /LE PORNOGRAPHE/, реж . Бертран Бонелло, при ФИПРЕССИ на МКФ в Канне 2000. ДЕЛО МАРКОРЕЛЯ /L'AFFAIRE MARCORELLE/, реж . Серж Ле Перон 2001. А У ВАС КОТОРЫЙ ЧАС? /NI NA BIAN JI DIAN/, реж. Цай Минь Лян 1999. ДЕЛО ВКУСА /AFFAIRE DE GOUT, UNE/, реж . Бернар Рапп 1996. СМЕХА РАДИ / POUR RIRE !/, реж. Люка Бельво, приз за лучшую мужскую роль на МКФ в Салониках 1995. МОЙ МУЖЧИНА /MON HOMME/, реж. Бертран Блие 1993. РОЖДЕНИЕ ЛЮБВИ /LA NAISSANCE DE L'AMOUR/, реж . Филипп Гарель 1992. ЖИЗНЬ БОГЕМЫ /LA VIE DE BOHÈME/, реж . Аки Каурисмяки 1991. ПАРИЖ ПРОБУЖДАЕТСЯ / PARIS S 'É VEILLE /, реж. Оливье Ассаяс 1990. Я НАНЯЛ УБИЙЦУ /I HIRED A CONTRACT KILLER/, реж . Аки Каурисмяки 1988. ЦВЕТ ВРЕМЕНИ /LA COULEUR DU VENT/, реж. Пьер Гранье-Дефер 1987. ПОГАНЫЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ / LES KEUFS /, реж. Жозиан Баласко, номинация на премию César за лучшую мужскую роль второго плана 1985. ОСТРОВ СОКРОВИЩ /TREASURE ISLAND/, реж . Рауль Руис 1985. ЭТО ТОЛЬКО КИНО / CSAK EGY MOZI /, реж. Пал Шандор 1985. ДЕТЕКТИВ / D É TECTIVE /, реж. Жан-Люк Годар 1979. СБЕЖАВШАЯ ЛЮБОВЬ / AMOUR EN FUITE , L '/, реж. Франсуа Трюффо 1973. АМЕРИКАНСКАЯ НОЧЬ / NUIT AMERICAINE , LA /, реж. Франсуа Трюффо 1973. МАМА И ШЛЮХА /MAMAN ET LA PUTAIN, LA/, реж . Жан Эсташ 1973. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ /L'ÉDUCATION SENTIMENTALE/, ТВ, реж. Марсель Гравен 1972. ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО В ПАРИЖЕ /ULTIMO TANGO A PARIGI, L'/, реж. Бернардо Бертолуччи 1971. ДВЕ АНГЛИЧАНКИ И КОНТИНЕНТ /DEUX ANGLAISES ET LE CONTINENT, LES/, реж . Франсуа Трюффо 1970. СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ /DOMICILE CONJUGAL/, реж . Франсуа Трюффо 1969. СВИНАРНИК / PORCILE /, реж. Пьер Паоло Пазолини 1968. УКРАДЕННЫЕ ПОЦЕЛУИ / BAISERS VOLES /, реж. Франсуа Трюффо 1967. УИКЭНД / WEEK END /, реж. Жан-Люк Годар 1967. КИТАЯНКА / CHINOISE , LA /, реж. Жан-Люк Годар 1967. СТАРТ / LE DEPART /, реж. Ежи Сколимовски 1966. СДЕЛАНО В США /MADE IN U.S.A/, реж. Жан-Люк Годар 1966. МУЖСКОЕ - ЖЕНСКОЕ /MASCULIN FÉMININ: 15 FAITS PRÉCIS/, реж . Жан-Люк Годар, приз «Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль на МКФ в Берлине 1965. БЕЗУМНЫЙ ПЬЕРО /PIERROT LE FOU/, реж. Жан-Люк Годар 1962. ЛЮБОВЬ В ДВАДЦАТЬ ЛЕТ / AMOUR A VINGT ANS , L ', segment ANTOINE ET COLETTE /, реж. Франсуа Трюффо 1960. ЗАВЕЩАНИЕ ОРФЕЯ /TESTAMENT D'ORPHEE, LE/, реж . Жан Кокто 1959. ЧЕТЫРЕСТА УДАРОВ /QUATRE CENTS COUPS, LES/, реж . Франсуа Трюффо, номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA в категории «Лучший дебютант – исполнитель главной роли»
|