 Витторио Гассман – один из самых известных итальянских актеров. Пятьдесят лет на сцене и в кино, всеобщее обожание, работа без простоев с лучшими итальянскими режиссерами, успешное сотрудничество с американскими, своевременная (в зависимости от возраста) смена амплуа… В отличие от большинства коллег, всю жизнь успешно играющих в театре, но обретающих славу только после появления на экране, Гассман стал звездой уже на сцене. Его работа в труппе Лукино Висконти, создание собственного театра, роли Ромео, Гамлета, Кина, Отелло принесли ему невероятную популярность. Он ставил спектакли сам по пьесам разных авторов – от Софокла до Пиранделло. На склоне лет очень сожалел, что не работал с произведениями Чехова, которого любил. Свой последний спектакль сыграл в 1999-м, за год до смерти. Его называли итальянским Лоуренсом Оливье. Успешная кинокарьера стала естественным дополнением к блестящей театральной. Его первая значительная роль – в «Горьком рисе» Де Сантиса. Это 1949 год. Произведения итальянского неореализма пользовались успехом не только на родине, их тщательно отсматривали и голливудские продюсеры. В начале 50-х Гассман поехал работать в Америку. Снялся в нескольких картинах («Рапсодия», «Мамбо»), женился на американской звезде Шелли Уинтерс, через два года развелся, вернулся в Италию. Самая известная заокеанская картина с его участием – «Война и мир» (он сыграл Анатоля Курагина). Но если говорить точно, она была копродукцией Италии и США, осуществленной знатными итальянскими продюсерами Карло Понти и Дино Де Лаурентисом. В 60-е, в период расцвета «комедий по-итальянски», Гассман работал с Дино Ризи («Чудовища», «Матадор», «Гаучо» и др.), Серджо Корбуччи («Самый короткий день»), Ренато Кастеллани («Привидения по-итальянски»), да практически со всеми более-менее известными режиссерами-соотечественниками, удачно переквалифицировавшись из «латинского любовника» в героя смешных, сатирических, трагикомических, легкомысленных историй. Театральные снобы осуждали Гассмана, променявшего бессмертную классическую драматургию на низкое жанровое кино. С годами интерес режиссеров к актеру не пропал. И даже наоборот. Лучшие, глубокие, драматические роли были сыграны им в 70 – 80-е. Тот же Ризи снял его в «Запахе женщины», замечательной картине, которая спустя двадцать лет была удостоена голливудского римейка. (Говорят, Аль Пачино, сыгравший в американском варианте, больше всего боялся того, как его работу оценит Гассман. Говорят, одобрил.) Выдающийся режиссер Этторе Скола приглашал его постоянно («Мы так любили друг друга», «Терраса», «Семья»). Валерио Дзурлини поставил с его участием драму «Пустыня Тартари». Гассман отлично вписался в большой, как всегда в фильмах Олтмана, актерский коллектив комедии «Свадьба». В середине 90-х в сатирическом телешоу у Гассмана была своя двухминутная рубрика. Он своим знаменитым выразительным голосом читал… телефонные счета, желтые страницы, медицинские заключения и т.п. Рубрика пользовалась огромным успехом. Личная жизнь Гассмана была бурной. Три брака, четверо детей, многочисленные романы. Он считал, что страсть не может длиться больше года, а перемена дома и жены – лучшее средство снова почувствовать себя молодым. Любил выпить, много курил, обожал большие компании. Его дочь Виттория-Джина (от брака с Уинтерс) стала врачом, сын Алессандро пошел в папу – известный и красивый актер, дочь Паола тоже иногда снимается в кино. Избранная фильмография актера: 1997. ПУСТЫНЯ В ОГНЕ / DESERTO DI FUOCO /, ТВ, реж. Энцо Кастеллари 1996. СПЯЩИЕ /SLEEPERS/, реж. Барри Левинсон 1994. АВРААМ /ABRAH AM /, ТВ, реж. Джозеф Сарджент 1992. РАДОСТИ ИНТИМНОЙ ЖИЗНИ /DIVERTIMENTI DELLA VITA PRIVATA, I/, реж . Кристина Коменчини 1991. РОССИНИ / ROSSINI ! ROSSINI !/, реж. Марио Моничелли 1990. НЕПОРЯДОЧНЫЙ ДЯДЮШКА /ZIO INDEGNO, LO/, реж. Франко Брузати, премия Итальянского синдиката киножурналистов за лучшую мужскую роль 1990. ПРОШУ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ / TOLGO IL DISTURBO /, реж. Дино Ризи 1990. ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ / MILLE ET UNE NUITS , LE /, реж. Филипп де Брока 1990. ЗАБЫТЬ ПАЛЕРМО /DIMENTICARE PALERMO/, реж . Франческо Рози 1988. МОШЕННИКИ, КАК И МЫ / PICARI , I /, реж. Марио Моничелли 1987. СЕМЬЯ /FAMIGLIA, LA/, реж . Этторе Скола, премия David di Donatello за лучшую мужскую роль 1985. ПАРАДИГМА /PARADIGMA/, реж . Кшиштоф Занусси 1983. ЖИЗНЬ – РОМАН /VIE EST UN ROMAN, LA/, реж . Ален Рене 1983. БЕНВЕНУТА / BENVENUTA /, реж. Андре Дельво 1982. БУРЯ /TEMPEST/, реж . Пол Мазурски 1981. МЕТОД ШАРКИ /SHARKY'S MACHINE/, реж . Берт Рейнольдс 1981. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР / CAMERA D ' ALBERGO /, реж. Марио Моничелли 1980. ТЕРРАСА /TERRAZZA, LA/, реж . Этторе Скола 1980. РАЗДЕВАЮЩАЯ БОМБА /NUDE BOMB, THE/, реж . Клайв Доннер 1979. ДОРОГОЙ ПАПА / CARO PAPA /, реж. Дино Ризи, премия David di Donatello за лучшую мужскую роль 1979. КВИНТЕТ /QUINTET/, реж . Роберт Олтман 1978. СВАДЬБА /WEDDING, A/, реж . Роберт Олтман 1978. ДАМЫ И ГОСПОДА, СПОКОЙНОЙ НОЧИ! / SIGNORE E SIGNORI , BUONANOTTE /, реж. Луиджт Коменчини, Нанни Лой и др. 1977. НОВЫЕ ЧУДОВИЩА /NUOVI MOSTRI, I, segments TANTUM ERGO, IL SOSPETTO, HOSTARIA, CITTADINO ESEMPLARE, SEQUESTRO DI PERSONA CARA/, реж . Дино Ризи, Этторе Скола 1977. ПОТЕРЯННАЯ ДУША / ANIMA PERSA /, реж. Дино Ризи 1976. ДЕВСТВЕННОСТЬ / COME UNA ROSA AL NASO /, реж. Франко Росси 1976. ПУСТЫНЯ ТАРТАРИ /DESERTO DEI TARTARI, IL/, реж . Валерио Дзурлини 1975. ДОЗОР ЛЮБВИ ПРИХОДИТ РОВНО В ПОЛНОЧЬ / A MEZZANOTTE VA LA RONDA DEL PIACERE/, реж . Марчелло Фондато 1974. МЫ ТАК ЛЮБИЛИ ДРУГ ДРУГА / C ' ERAVAMO TANTO AMATI /, реж. Этторе Скола 1974. ЗАПАХ ЖЕНЩИНЫ /PROFUMO DI DONNA/, реж . Дино Ризи, премия David di Donatello , премия Итальянского синдиката киножурналистов и приз МКФ в Канне за лучшую мужскую роль 1972. НЕИМУЩИЕ ХОЛОСТЯКИ В ПОИСКАХ СЕРДЕЧНЫХ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ /SENZA FAMIGLIA, NULLATENENTI CERCANO AFFETTO/, реж . Витторио Гассман 1971. АУДИЕНЦИЯ / UDIENZA , L '/, реж. Марко Феррери 1971. ИМЕНЕМ ИТАЛЬЯНСКОГО НАРОДА / IN NOME DEL POPOLO ITALIANO /, реж. Дино Ризи 1970. БРАНКОЛЕОНЕ В КРЕСТОВЫХ ПОХОДАХ / BRANCALEONE ALLE CROCIATE /, реж. Марио Моничелли 1969. АЛИБИ / ALIBI , L '/, реж. Адольфо Чели, Витторио Гассман 1968. ПРИВИДЕНИЯ ПО-ИТАЛЬЯНСКИ / QUESTI FANTASMI /, реж. Ренато Кастеллани 1967. СЕМЬ РАЗ ЖЕНЩИНА / WOMAN TIMES SEVEN /, реж. Витторио Де Сика 1967. ТИГР / TIGRE , IL /, реж. Дино Ризи 1966. ПРИЯТНЫЕ НОЧИ / PIACEVOLI NOTTI , LE /, реж. Армандо Криспино, Лючано Лючиани 1966. ДЕВСТВЕННИЦА ДЛЯ ПРИНЦА / VERGINE PER IL PRINCIPE , UNA /, реж. Паскуале Феста Кампаниле 1966. АРМИЯ БРАНКОЛЕОНЕ /L'ARMATA BRANCALEONE/, реж . Марио Моничелли 1966. АРХИДЬЯВОЛ /L’ARCIDIAVOLO/, реж . Этторе Скола 1965. ГРЯЗНАЯ ИГРА /DIRTY GAME, THE/, реж . Карло Лидзани, Кристиан-Жак и др. 1965. ГАУЧО / GAUCHO , IL /, реж. Дино Ризи 1964. ЕСЛИ ПОЗВОЛИТЕ, ПОГОВОРИМ О ЖЕНЩИНАХ /SE PERMETTETE PARLIAMO DI DONNE /, реж. Этторе Скола 1963. ЛЕТНЕЕ БЕЗУМИЕ /FRENESIA DELL'ESTATE/, реж . Л уиджи Дзампа 1963. ЧУДОВИЩА / MOSTRI , I /, реж. Дино Ризи, премия МКФ в Мар-дель-Плата за лучшую мужскую роль 1962. САМЫЙ КОРОТКИЙ ДЕНЬ / GIORNO PI Ù CORTO , IL /, реж. Серджо Корбуччи 1960. ОБГОН / IL SORPASSO /, реж. Дино Ризи 1962. ЧЕРНАЯ ДУША / ANIMA NEAR /, реж. Роберто Росселлини 1961. ПРИЗРАКИ РИМА /FANTASMI A ROMA/, реж . Антонио Пьетранджели 1961. ПОСЛЕДНИЙ СУД /GIUDIZIO UNIVERSALE, IL/, реж . Витторио Де Сика 1961. ВАРАВВА /BARABBAS/, реж . Ричард Флейшер 1960. МАТАДОР /IL MATTATORE / , реж . Дино Ризи 1959. БОЛЬШАЯ ВОЙНА / GRANDE GUERRA , LA /, реж. Марио Моничелли, премия David di Donatello за лучшую мужскую роль 1958. ЗЛОУМЫШЛЕННИКИ, КАК ВСЕГДА, ОСТАЛИСЬ НЕИЗВЕСТНЫ /I SOLTI IGNOTI/, реж. Марио Моничелли, премия Итальянского синдиката киножурналистов за лучшую мужскую роль 1956. ВОЙНА И МИР / WAR AND PEACE /, реж. Кинг Видор 1956. КРАСИВА Я , НО ОПАСНА Я /DONNA PIÙ BELLA DEL MONDO, LA/, реж . Роберт Леонард 1954. МАМБО / MAMBO /, реж. Роберт Россен 1954. РАПСОДИЯ /RHAPSODY/, реж . Чарльз Видор 1951. АННА / ANNA /, реж. Альберто Латтуада 1949. ГОРЬКИЙ РИС /RISO AMARO/, реж . Джузеппе Де Сантис
|