кинопрокат тв-права новинки dvd каталог dvd события  
о компании | где купить dvd | вакансии |
Имена
 
Габриэле Д'Аннунцио / Gabriele D′Annunzio
Наcтоящее имя: Гаэтано Рапаньетто Д’Аннунцио
Писатель, поэт
Родился: 12.03.1863 (Пескара, Италия)
Умер: 01.03.1938 (Гордона, Италия)
Габриэле Д'Аннунцио

Габриэле Д’Аннунцио родился в богатой семье – его отец был мэром города Пескара. В совсем юном возрасте Д’Аннунцио опубликовал свой первый сборник стихов и вступил в близкие отношения со своей первой барышней. Так родились два его главных увлечения и переплелись между собой, чтобы стать линией жизни. Что касается творчества, наряду с поэзией со временем его потянуло и к драматургии, и к прозе. Что касается женщин, биографы замучились их пересчитывать и остановились на формулировке «несколько сотен», добавляя, что среди дам была даже одна знатная лесбиянка, а со временем писателя потянуло и к мальчикам.

Д’Аннунцио, чтобы далеко не ходить, большую часть произведений писал на основе своего интимного опыта. Как гласит история, бывало, девушка во время свидания не успеет заснуть после известно чего, как жрец эротики (так себя называл сам писатель) впадал в творческий экстаз и создавал очередную пьесу (или роман). Претендентки на близость с Д’Аннунцио выстраивались в очередь, хотя всем было известно, что верности от него не дождешься (он изменял даже Элеоноре Дузе, а через несколько лет более-менее постоянных отношений бросил великую актрису – дескать, постарела, в музы больше не годится), некоторые сходили с ума (в прямом смысле слова). Айседора Дункан в своих воспоминаниях утверждала, что она была едва ли не единственной, кто устоял перед первым сердцеедом, и даже высмеяла его притязания. Это не исключено, хотя у многих мемуаристок память очень прихотлива. 

От главной линии жизни Д’Аннунцио иногда отклонялся, чтобы, например, поучаствовать в Первой мировой войне в качестве летчика или активно поддержать фашистское правительство Муссолини, за что был облагодетельствован итальянским диктатором, в частности ему был пожалован титул принца.

Вернемся к творчеству писателя. Его пьесы (« Мертвый город» , « Джоконда» , « Слава », « Франческа да Римини », « Дочь Йорио », « Корабль» , « Федра») литературоведы относят к символизму и романтизму, углядывая в них явные черты неоклассицизма. Сам Д’Аннунцио называл свои произведения трагедиями. Они переполнены отсылками к античной литературе, к мифам и сюжетам из древней истории. Их сюжет часто построен на любовном треугольнике, а где любовь – там у Д’Аннунцио страсть, а где страсть – там рок.  

Как и в других странах, в Италии на заре кинематографа для создания фильмов активно использовались литературные произведения, причем часть из них экранизировались едва ли не каждый год. Это произошло в первую очередь с пьесами и романами Д’Аннунцио («Джоконда», «Корабль», «Франческа да Римини»), поскольку он был не просто модным писателем, а, по определению польского историка кино Ежи Теплица, д’аннунцианизм стал настоящей «итальянской болезнью» начала ХХ века. «Болезнь» заключалась в пафосном разглагольствовании о патриотизме, о жизни, о смерти, и писатель, будучи арбитром изящества и национальным пророком, служил эталоном для режиссеров, стремившихся стать «настоящими художниками». Прогрессивный Теплиц, всю жизнь радевший за реалистический кинематограф, считал, «хуже всего, что Д’Аннунцио всюду и во всем подражали: в сюжетах сценариев, в пышности декораций, в одеяниях героев, наконец, в звучных, длинных и непонятных именах, которыми одаривались персонажи фильмов. Итальянская кинематография росла и развивалась в тени «божественного Габриэле», который своим напыщенным, позерским творчеством верой и правдой служил политике молодого итальянского империализма, рвущегося к колониальным захватам, к созданию могучей империи».

В те годы итальянские исторические фильмы, славившиеся своими великолепием и роскошью, постановочным размахом и новаторскими режиссерскими приемами, были популярны не только на родине, но и во всем мире. Их высоко оценивали и публика, и критика. После успешных «Последних дней Помпеи» (1908) и «Камо грядеши?» (1913) суперуспешной стала «Кабирия», снятая в 1914 году историческая фреска, действие которой происходило в III веке до нашей эры. К созданию этого международного хита приложил руку и Д’Аннунцио. В титрах он числился как автор сценария, однако существует версия, что писатель лишь придумал звучные имена героев и помпезные надписи, а настоящему автору фильма, режиссеру и сценаристу Джованни Пастроне, разрешил включить свое имя в состав творческой группы в целях рекламы.

После экранизированного в 1921 году «Корабля» (кстати, одним из двух режиссеров был сын писателя, Габриэллино) о Д’Аннунцио соотечественники-кинематографисты забыли. Через двадцать с лишним лет о нем вспомнил Альберто Латтуада, сняв между двумя известными неореалистическими картинами («Бандит» и «Без жалости») «Преступление Джованни Эпископо», но к лучшим произведениям классика итальянского кино этот фильм не принадлежит. 

Несомненно, самый известный «кинопересказ» Д’Аннунцио – последний фильм классика из классиков Лукино Висконти «Невинный». Режиссер по-своему, по-висконтиевски, изложил одноименный роман писателя, фактически взяв из него лишь сюжетную линию, но изменив и композицию, и интонацию, и – главное – трактовку главного персонажа, графа Туллио. Как писал киновед Леонид Козлов, «одержимый своевольной погоней за красотою и необычайностью чувств, герой фильма предстает как заурядный великосветский эстет, как салонный «сверхчеловек», как законченный эгоист. Тот трагический ореол, которого отнюдь не лишен Туллио в романе Д’Аннунцио, начисто отсутствует в фильме Висконти». 

Фрагмент богатой интимной биографии писателя – его роман с Барбарой Леони, «по мотивам» которого и был написан роман «Невинный», – в 1986 году стал основой фильма «Д’Аннунцио» (режиссер Серджо Наска). В нем главного героя сыграл Роберт Пауэлл, а одну из временно, но горячо любимых женщин писателя, – Стефания Сандрелли.

 

Фильмы, поставленные по произведениям Габриэле Д’Аннунцио:

1985. ФРАНЧЕСКА ДА РИМИНИ / FRANCESCA DA RIMINI /, ТВ, реж. Брайан Ладж

1976. НЕВИННЫЙ / INNOCENTE , L ' /, реж. Лукино Висконти

1954. СТО ЛЕТ ЛЮБВИ / CENTO ANNI D'AMORE , segment «PENDOLIN»), реж . Леонелло Де Феличе

1947. ПРЕСТУПЛЕНИЕ ДЖОВАННИ ЭПИСКОПО / DELITTO DI GIOVANNI EPISCOPO, IL /, реж . Альберто Латтуада

1921. КОРАБЛЬ / NAVE, LA /, реж . Габриэллино Д ’ Аннунцио , Марио Ронкорони  

1918. НАСЛАЖДЕНИЕ / PIACERE , IL /, реж. Амлето Палерми

1917. ДОЧЬ ЙОРИО / FIGLIA DI JORIO , LA /, реж. Эдоардо Бенчивенга

1916. ДЖОКОНДА / GIOCONDA , LA /, реж. Элеутерио Родольфи

1915. ДОЧЬ ДЬЯВОЛА / THE DEVIL ' S DAUGHTER /, реж. Фрэнк Пауэлл

1914. КАБИРИЯ / CABIRIA /, реж. Джованни Пастроне

1912. КОРАБЛЬ / NAVE , LA /, реж. Эдоардо Бенчивенга

1911. ФРАНЧЕСКА ДА РИМИНИ / FRANCESCA DA RIMINI /, реж. Уго Фалина

1910. ФРАНЧЕСКА ДА РИМИНИ / FRANCHESCA DA RIMINI /, реж. Альберто Капеллани

1910. ДЖОКОНДА / GIOCONDA, LA /, реж . Луиджи Магги

 
Невинный / Innocente. L’
1976, Италия-Франция
режиссер: Лукино Висконти
в ролях:  Джанкарло ДжанниниЛаура АнтонеллиДженнифер О'НилРина МореллиМассимо ДжироттиМарк Порель

Последний фильм великого Лукино Висконти («Рокко и его братья», 1961, «Гибель богов», 1969). В главных ролях он...