На Московском МКФ несколько лет назад учредили почетную премию имени Станиславского, которой награждают выдающихся киноактеров современности. Среди лауреатов – Роберт Де Ниро, Мерил Стрип, Жанна Моро, Фанни Ардан, Изабель Юппер. В этой чудесной компании оказался и Харви Кейтель, приверженец системы нашего выдающегося реформатора театра, чье учение перенес на американскую почву Михаил Чехов, а до актеров доносил Ли Страсберг. В его знаменитой школе Кейтель учился в 60-х. Он и по сей день так скрупулезно работает над каждой ролью, что в Голливуде ходят легенды о его трудном характере, бесконечных спорах с режиссерами насчет трактовок персонажей. Из-за этого он лишился, по крайней мере, двух значительных фильмов. Он не снялся в картине «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы (официальная версия – из-за творческих разногласий, неофициальная – чуть не подрался с режиссером) и в «Широко закрытых глазах» Кубрика. В первом случае его заменил Мартин Шин, во втором – Сидни Поллак. Но и без этих упущенных ролей в послужном списке Кейтеля более ста фильмов. Он кажется всеядным, работает без простоев, возможно потому, что пришел в кино поздно – в 27 лет. Кейтель рос в бедной эмигрантской семье (его отец родом из Польши, мать – из Румынии). В школе учился плохо. Был застенчивым ребенком, заикался. Самоутверждался на улице – наркотики, драки, спиртные напитки. Из школы его выгнали. За компанию с друзьями записался в морскую пехоту. Служил три года. Вернувшись домой, пошел продавцом в обувной магазин. Окончил актерскую школу, почти десять лет скитался по маленьким театрам, работал стенографистом в суде, чтобы прокормиться. Наконец, в кино пришел молодой режиссер Мартин Скорсезе, а вместе с ним – талантливый, органичный актер с неактерской внешностью Кейтель. Подряд – «Кто стучится в мою дверь?», «Злые улицы», «Алиса здесь больше не живет», «Таксист», после большого перерыва – «Последнее искушение Христа»… Чаще в фильмах Скорсезе снимался только Де Ниро. С начала 80-х Кейтеля часто приглашали европейские режиссеры (Бертран Тавернье, Тони Ричардсон, Тео Ангелопулос и другие). В ленте итальянца Карло Лидзани «Дорогой Горбачев» он сыграл Николая Бухарина. На том же Московском МКФ, где ему вручали премию Станиславского, Кейтель появился и в связи с премьерой фильма венгра Иштвана Сабо «Мнения сторон». В начале 90-х он поспособствовал «появлению на свет» Квентина Тарантино – сыграл в «Бешеных псах» одну из главных ролей и был сопродюсером дебюта ныне культового режиссера. Появился и в «Криминальном чтиве», и в хорроре лучшего друга Тарантино, Роберта Родригеса, «От заката до рассвета». Его творческий диапазон необычайно широк – от фильмов «радикалов» Абеля Феррары и Спайка Ли до дамских мелодрам («Пианино» Джейн Кэмпион). И везде он на месте. Вот что значит хорошо усвоить систему Станиславского. О личном. С 1982-го по 1993 год Кейтель был женат на актрисе Лорейн Бракко, после развода долго судился с ней из-за опеки над дочерью Стеллой . Самый известный из его романов – с Энди Макдауэлл . Летом 2001- го его подруга Лиза Кармазин родила сына Хадсона . А осенью того же года на кинофестивале в Торонто Кейтель познакомился с канадской актрисой-сценаристкой-режиссером Дафной Кастнер. Вскоре они, тайно от всех, поженились в Иерусалиме. А через год торжественно, принародно, отпраздновали свадьбу в доме лучшего друга Кейтеля, Роберта Де Ниро. Избранная фильмография актера: 2007. СОКРОВИЩЕ НАЦИИ : КНИГА ТАЙН /NATIONAL TREASURE: BOOK OF SECRETS/ , реж . Джон Тартелтауб 2005. БУДЬ КРУЧЕ / BE COOL /, реж. Ф. Гэри Грей 2004. МОСТ КОРОЛЯ ЛЮДОВИКА СВЯТОГО /BRIDGE OF SAN LUIS REY, THE/, реж . Мэри МакГакин 2004. СОКРОВИЩЕ НАЦИИ /NATIONAL TREASURE/, реж . Джон Тартелтауб 2003. ОГРАБЛЕНИЕ ПО-ФРАНЦУЗСКИ / CRIME SPREE /, реж. Брэд Мирман 2002. КРАСНЫЙ ДРАКОН / RED DRAGON /, реж. Бретт Ратнер 2001. МНЕНИЯ СТОРОН / TAKING SIDES /, реж. Иштван Сабо 2000. НИККИ , ДЬЯВОЛ МЛАДШИЙ /LITTLE NICKY/, реж . Стивен Брилл 2000 . Ю-571 /U-571/, реж. Джонатан Мостоу 1999. СВЯЩЕННЫЙ ДЫМ /HOLY SMOKE/, реж. Джейн Кэмпион 1998. ГДЕ ТЫ , ЛУЛУ ? /LULU ON THE BRIDGE/ реж . Пол Остер 1997. ВОЛШЕБНАЯ ИСТОРИЯ /FAIRY TALE: A TRUE STORY/, реж . Чарльз Старридж 1997. ЗОНА ПРЕСТУПНОСТИ / CITY OF INDUSTRY /, реж. Джон Ирвин 1997. ПОЛИЦЕЙСКИЕ /COP LAND/, реж. Джеймс Мэнголд 1997. ШАДРАК /SHADRACH/, реж. Сюзанна Стайрон 1996. ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА /FROM DUSK TILL DAWN/, реж. Роберт Родригес 1995. ВЗГЛЯД ОДИССЕЯ /VLEMMA TOU ODYSSEA, TO/, реж . Тео Ангелопулос 1995. КЛОКЕРЫ / CLOCKERS /, реж. Спайк Ли 1995. С УНЫНИЕМ В ЛИЦЕ /BLUE IN THE FACE/, реж . Пол Остер, Уэйн Уонг 1994. ВООБРАЖАЕМЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ /IMAGINARY CRIMES/, реж. Энтони Дразан 1994. ДЫМ /SMOKE/, реж. Уэйн Уонг, специальный приз жюри Берлинского МКФ, премия David di Donatello лучшему зарубежному актеру 1994. ЗАВАРУШКА С ОБЕЗЬЯНОЙ /MONKEY TROUBLE/, реж. Франко Амурри 1994. КРИМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО /PULP FICTION/, реж. Квентин Тарантино 1993. ВОСХОДЯЩЕЕ СОЛНЦЕ /RISING SUN/, реж. Филип Кауфман 1993. МОЛОДЫЕ АМЕРИКАНЦЫ /YOUNG AMERICANS, THE/, реж . Дэнни Кэннон 1993. ОПАСНАЯ ИГРА /DANGEROUS GAME/, реж . Абель Феррара 1993. ПИАНИНО /PIANO, THE/, реж . Джейн Кэмпион, премия Австралийского киноинститута за лучшую мужскую роль 1993. УБИЙЦА /POINT OF NO RETURN/, реж . Джон Бэдэм 1992. БЕШЕНЫЕ ПСЫ /RESERVOIR DOGS/, реж . Квентин Тарантино 1992. ПЛОХОЙ ЛЕЙТЕНАНТ /BAD LIEUTENANT/, реж . Абель Феррара, приз МКФ Fantasporto за лучшую мужскую роль 1992. СЕСТРЫ В ДЕЙСТВИИ /SISTER ACT/, реж. Эмиль Ардолино 1991. БАГСИ /BUGSY/, реж. Барри Левинсон, номинации на премию «Оскар» и премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана 1991. СМЕРТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ / MORTAL THOUGHTS /, реж. Алан Рудольф 1991. ТЕЛЬМА И ЛУИЗА / THELMA & LOUISE /, реж. Ридли Скотт 1990. ДВА ДЖЕЙКА / TWO JAKES /, реж. Джек Николсон 1989. ЯНВАРСКИЙ УБИЙЦА / JANUARY MAN , THE /, реж. Пэт О’Коннор 1988. ПОСЛЕДНЕЕ ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА /LAST TEMPTATION OF CHRIST, THE/, реж . Мартин Скорсезе 1988. ДОРОГОЙ ГОРБАЧЕВ /CARO GORBACIOV/, реж . Карло Лидзани 1987. СПЕЦИАЛИСТ ПО СЬЕМУ / PICK - UP ARTIST , THE /, реж. Джеймс Тобак 1986. МУЖСКОЙ КЛУБ /MEN'S CLUB, THE/, реж . Питер Медак 1986. СБИТЬСЯ С РИТМА / OFF BEAT /, реж. Майкл Диннер 1984. ВЛЮБЛЕННЫЕ /FALLING IN LOVE/, реж . Улу Гросбард 1984. НЕМО /NEMO/, реж. Арно Селиньяк 1984. СМЕРТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК /CORRUPT/, реж. Роберто Фаенца 1982. ГРАНИЦА / BORDER , THE /, реж. Тони Ричардсон 1980. САТУРН-3 / SATURN 3/, реж. Стенли Донен 1980. ПРЯМОЙ РЕПОРТАЖ О СМЕРТИ /MORT EN DIRECT, LA/, реж. Бертран Тавернье 1978. ПАЛЬЦЫ / FINGERS /, реж. Джеймс Тобак 1978. СИНИЙ ВОРОТНИЧОК / BLUE COLLAR /, реж. Пол Шредер 1977. ДУЭЛЯНТЫ / DUELLISTS , THE /, реж. Ридли Скотт 1976. БУФФАЛО БИЛЛ И ИНДЕЙЦЫ /BUFFALO BILL AND INDIANS OR SITTING BULL'S HISTORY LESSON/, реж . Роберт Олтман 1976. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЛОС-АНДЖЕЛЕС /WELCOME TO L.A./, реж. Алан Рудольф 1976. ТАКСИСТ /TAXI DRIVER/, реж. Мартин Скорсезе 1975. АЛИСА ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ НЕ ЖИВЕТ / ALICE DOESN ' T LIVE HERE ANYMORE /, /, реж. Мартин Скорсезе 1973. ЗЛЫЕ УЛИЦЫ /MEAN STREETS/, реж . Мартин Скорсезе 1967. КТО СТУЧИТСЯ В МОЮ ДВЕРЬ ? /WHO'S THAT KNOCKING AT MY DOOR/, реж . Мартин Скорсезе
|