 Чезаре Дзаваттини, сын владельца маленького кафе, в юности увлекся театром и литературой. Окончил юрфак Пармского университета, но еще студентом начал сотрудничать с разными газетами и журналами. Писал юмористические заметки, рецензии, рассказы, потом и книги. В середине тридцатых попробовал сочинять для кино. Тогда же познакомился с популярным артистом Витторио Де Сикой, вместе с которым позднее создал целый ряд замечательных фильмов. Дзаваттини стал одним из главных действующих лиц неореализма, важнейшего кинотечения в мировом кинематографе. Оно родилось в послевоенной разрушенной Италии. Молодые авторы за небольшие деньги снимали фильмы о жизни простых людей, часто – с непрофессиональными актерами, в естественных интерьерах и на улице. Дзаваттини не только как теоретик «подводил базу» под это направление, но и участвовал как сценарист в создании всех шедевров итальянского кино той эпохи («Рим – открытый город» Росселлини, «Похитители велосипедов» Витторио Де Сики, «Рим, 11 часов» Джузеппе Де Сантиса). Трижды его сценарии номинировались на премию «Оскар» – «Шуша», «Похитители велосипедов» и «Умберто Д.». Первые два фильма получили специальных «Оскаров» как выдающиеся произведения киноискусства. Он сотрудничал с разными режиссерами – с Алессандро Блазетти, Рене Клеманом, Пьетро Джерми, Лукино Висконти, Дамиано Дамиани. И на протяжении тридцати лет был постоянным соавтором Витторио Де Сики. Такие длительные творческие отношения – большая редкость в кино. Избранная фильмография сценариста: 1973. КОРОТКИЙ ОТПУСК /UNA BREVE VACANZA/, реж. Витторио Де Сика 1970. САДЫ ФИНЦИ-КОНТИНИ / IL GIARDINO DEI FINZI CONTINI /, реж. Витторио Де Сика 1970. ПОДСОЛНУХИ /I GIRASOLI/, реж. Витторио Де Сика 1968. ВЛЮБЛЕННЫЕ / AMANTI /, реж. Витторио Де Сика 1967. СЕМЬ РАЗ ЖЕНЩИНА /WOMAN TIMES SEVEN/, реж. Витторио Де Сика 1966. НОВЫЙ МИР / UN MONDE NOUVEAU /, реж. Витторио Де Сика 1966. ОХОТА НА ЛИСА /AFTER THE FOX/, реж. Витторио Де Сика 1963. ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА /IERI, OGGI, DOMANI/, реж. Витторио Де Сика 1962. ОСТРОВ АРТУРО /L'ISOLA DI ARTURO/, реж. Дамиано Дамиани 1962. БОККАЧЧО -70, новелла ЛОТЕРЕЯ /BOCCACCIO 70, segment LA RIFFA/, реж . Витторио Де Сика 1960. ЧОЧАРА / LA CIOCIARA/, реж. Витторио Де Сика 1960. НАЕМНЫЙ УБИЙЦА /IL SICARIO/, реж. Дамиано Дамиани 1957. СЕСТРА ЛЕТИЦИЯ /SUOR LETIZIA/, реж. Марио Камерини 1957. ЛЮДИ И ВОЛКИ /UOMINI E LUPI/, реж. Джузеппе Де Сантис 1956. КРЫША /IL TETTO/, реж. Витторио де Сика, премия Silver Ribbon за лучший сценарий 1954. ЗОЛОТО НЕАПОЛЯ /L'ORO DI NAPOLI/, реж. Витторио Де Сика 1953. ДАЙТЕ МУЖА АННЕ ДЗАККЕО / УТРАЧЕННЫЕ ГРЕЗЫ/UN MARITO PER ANNA ZACCHEO/, реж. Джузеппе Де Сантис 1952. УМБЕРТО Д . /UMBERTO D./, реж . Витторио Де Сика, номинация на премию «Оскар» за лучший сценарий 1952. РИМ, 11 ЧАСОВ /ROMA ORE 11/, реж. Джузеппе Де Сантис 1951. САМАЯ КРАСИВАЯ /BELLISSIMA/, реж. Лукино Висконти 1951. ЧУДО В МИЛАНЕ /MIRACOLO A MILANO/, реж. Витторио Де Сика 1950. ПЕРВОЕ ПРИЧАСТИЕ /PRIMA COMUNIONE/, реж. Алессандро Блазетти, премия Silver Ribbon за лучший сценарий 1949. У СТЕН МАЛАПАГИ / ПО ТУ СТОРОНУ РЕШЕТКИ /LE MURA DI MALAPAGA/, реж. Рене Клеман 1948. ПОХИТИТЕЛИ ВЕЛОСИПЕДОВ /LADRI DI BICICLETTE/ реж. Витторио Де Сика, номинация на премию «Оскар» и премия Silver Ribbon за лучший сценарий 1946. РИМ – ОТКРЫТЫЙ ГОРОД /ROMA CITTA LIBERA/, реж. Роберто Росселлини 1946. ШУША /SCIUSCIA/, реж. Витторио Де Сика, номинация на премию «Оскар» за лучший сценарий 1944. ДЕТИ СМОТРЯТ НА НАС /I BAMBINI CI GUARDANO/, реж. Витторио Де Сика 1942. ЧЕТЫРЕ ШАГА В ОБЛАКАХ /QUATRO PASSI FRA LE NUOVO/, реж. Алессандро Блазетти
|