Станислав Микульский в начале пятидесятых дебютировал одновременно в кино и театре – сыграл в фильме Леонарда Бучковского «Первый и старт» и вышел на сцену Национального театра, в котором прослужил всю жизнь. В кинематографе с годами он набирался опыта и приобретал известность. Важная страница в его биографии – сотрудничество с Анджеем Вайдой (кинотрагедия о войне «Канал» и историческая драма «Пепел»). Роль капитана Ганса Клосса в сериале «Ставка больше, чем жизнь» – это и радость актера, и его беда. В Польше лента стала хитом на телевидении, демонстрировалась многократно, и даже, разбитая по две серии, шла в кинотеатральном прокате. Микульский несколько лет признавался самым популярным актером страны. Грандиозный успех был и в Советском Союзе. Но в кинематографе эксплуатация успешно созданного образа – обычное дело: Микульский очень часто играл в военных лентах, и не только в Польше, но и в СССР («Освобождение» Юрия Озерова, «От Буга до Вислы» Тимофея Левчука). Хотя случались в его карьере и жанровые картины – детективы, комедии. В конце восьмидесятых, в горбачевскую эпоху, он работал в Москве, возглавлял Польский культурный центр. В 90-м вернулся в Варшаву. «Ставку» по-прежнему любили зрители, но изменившаяся политическая ситуация в стране родила в головах нового телевизионного начальства идею переснять некоторые сцены, чтобы снизить «просоветскость» содержания. В итоге делать этого не стали, ограничившись разоблачительными комментариями историков о том «где – правда, а где – вымысел», предварявшими показ каждой серии. Позднее появились планы снять продолжение – приключения героя Микульского в мирное время, – но из-за проблем с финансированием от этого проекта отказались. А накануне 80-летия актера в Катовицах открыли музей капитана Клосса. В начале девяностых родной дом Микульского – Национальный театр, сгорел, его решили не восстанавливать, труппу распустили. А известный актер превратился в рядового пенсионера, подрабатывающего на радио и телевидении. О нем, человеке популярном и обожаемом миллионами зрителей, всегда ходило много легенд, например, о его восьми браках. Актер живет крайне замкнуто, а его близкие друзья утверждают, что он – прекрасный семьянин, обожающий свою единственную жену Эву, сына Петра и внуков. Избранная фильмография актера: 2004. ДИВЕРСАНТ, ТВ, реж. Андрей Малюков 2000. ЧТО СКАЗАЛ ПОКОЙНИК, ТВ, реж. Игорь Масленников 1987. ЧЕЛОВЕК С БУЛЬВАРА КАПУЦИНОВ, реж. Алла Сурикова 1984. ЕВРОПЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ, реж. Игорь Гостев 1984. КАТАСТРОФА В ГИБРАЛТАРЕ / KATASTROFA W GIBRALTARZE /, реж. Богдан Пореба 1980. ОТ БУГА ДО ВИСЛЫ, ТВ, реж. Тимофей Левчук 1979. СЕКРЕТ ЭНИГМЫ /SEKRET ENIGMY/, реж. Роман Венчек 1978. ПРОДЕЛКИ БЛИЗНЕЦОВ / DZIEWCZYNA I CHLOPAK /, ТВ, реж. Станислав Лот 1977. ПОЛЬСКИЕ ДОРОГИ / POLSKIE DROGI /, ТВ, реж. Януш Моргенштерн 1970. ПОСЛЕДНИЙ СВИДЕТЕЛЬ /OSTATNI SWIADEK/, реж. Ян Батори 1968. ОСВОБОЖДЕНИЕ: ОГНЕННАЯ ДУГА, реж. Юрий Озеров 1968. СТАВКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ / STAWKA WIEKSZA NIZ ZYCIE /, ТВ, реж. Анджей Конич 1967. ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ /POWROT NA ZIEMIE/, реж. Станислав Едрыка 1965. ПЕПЕЛ / POPIOLY /, реж. Анджей Вайда 1964. ЦВЕТА БОРЬБЫ /BARWY WALKI/, реж. Ежи Пассендорфер 1964. ВСТРЕЧА СО ШПИОНОМ /SPOTKANIE ZE SZPIEGIEM/, реж. Ян Батори 1964. КРЕЩЕНЫЕ ОГНЕМ / SKAPANI W OGNIU /, реж. Ежи Пассендорфер 1963. ОСОБНЯК НА ЗЕЛЕНОЙ /OSTATNI KURS/, реж. Ян Батори 1962. ДВА ГОСПОДИНА N /DWAJ PANOWIE 'N'/, реж. Тадеуш Шмелевский 1960. СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ / HISTORIA WSP Ó LCZESNA /, реж. Ванда Якубовска 1959. СИГНАЛЫ / SYGNALY /, реж. Ежи Пассендорфер, Якуб Гольдберг и др. 1958. ПОКУШЕНИЕ / ZAMACH /, реж. Ежи Пассендорфер 1958. ЕВА ХОЧЕТ СПАТЬ / EWA CHCE SPAC /, реж. Тадеуш Шмелевский 1957. КАНАЛ / KANAL /, реж. Анджей Вайда 1955. ЧАСЫ НАДЕЖДЫ / GODZINY NADZIEI /, реж. Ян Рибковский 1951. ПЕРВЫЙ СТАРТ / PIERWSZY START /, реж. Леонард Бучковский
|