Тонино Делли Колли начал работать ассистентом на легендарной студии «Чинечитта» в 1938 году. Он никогда не посещал киношколу, считая, что она дает только технические навыки. С 17 лет он изучал операторское искусство, смотря по несколько фильмов в день. Он стал оператором-постановщиком в середине 40-х и за полвека снял более ста фильмов. Среди его работ такие шедевры как «Однажды на Диком Западе», «Хороший, плохой, злой» и «Однажды в Америке» Серджо Леоне, «Горькая луна» Романа Поланского и многие другие. Делли Колли, работавший со многими выдающимися режиссерами ХХ века, включая Федерико Феллини и Луи Маля, своей лучшей работой считает «Имя розы» Жан-Жака Анно. Особенно продолжительным было сотрудничество Делли Колли с Пьером Паоло Пазолини. Они вместе сделали семь фильмов, включая «Евангелие от Матфея» (1964), «Декамерон» (1971), «Кентерберийские рассказы» (1971) и последний фильм режиссера «Сало, или 120 дней Содома» (1975). Делли Колли признавался, что во время работы им управляют инстинкт и пристальное внимание к окружающему миру, и он никогда не знает заранее, как будет выглядеть та или иная сцена. Именно это придает его съемкам жизненность и достоверность. После работы над трагикомедией Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» (1997) ветеран операторского дела решил оставить работу в кино, не желая использовать новую цифровую технику и следовать канонам Голливуда. Избранная фильмография оператора: 1997. ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА /VITA E BELLA, LA/, реж. Роберто Бениньи, премия David di Donatello за лучшую операторскую работу 1994. СМЕРТЬ И ДЕВА /DEATH AND THE MAIDEN/, реж. Роман Поланский 1992. ГОРЬКАЯ ЛУНА /BITTER MOON/, реж. Роман Поланский 1990. ГОЛОС ЛУНЫ /VOCE DELLA LUNA, LA/, реж. Федерико Феллини 1986. ИМЯ РОЗЫ /NOM DE LA ROSE, LE/, реж. Жан-Жак Анно, премия David di Donatello и премия Итальянского синдиката киножурналистов за лучшую операторскую работу 1984. ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ /ONCE UPON A TIME IN AMERICA/, реж. Серджо Леоне, номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA и премия Итальянского синдиката киножурналистов за лучшую операторскую работу 1984. БУДУЩЕЕ – ЭТО ЖЕНЩИНА /FUTURO E' DONNA, IL/, реж. Марко Феррери 1981. ИСТОРИЯ ОБЫКНОВЕННОГО БЕЗУМИЯ /STORIE DI ORDINARIA FOLLIA/, реж. Марко Феррери, премия David di Donatello и премия Итальянского синдиката киножурналистов за лучшую операторскую работу 1980. ПРИЗРАК ЛЮБВИ /FANTASMA D'AMORE/, реж. Дино Ризи 1977. НОВЫЕ ЧУДОВИЩА /NUOVI MOSTRI, I/, реж. Марио Моничелли, Дино Ризи, Этторе Скола 1975. ПАСКУАЛИНО – СЕМЬ КРАСОТОК /PASQUALINO SETTEBELLEZZE/, реж. Лина Вертмюллер 1975. САЛО, ИЛИ 120 ДНЕЙ СОДОМА /SALO, O LE 120 GIORNATE DI SODOMA/, реж. Пьер Паоло Пазолини 1974. БОЖЕ МОЙ, КАК НИЗКО Я ПАЛА /MIO DIO, COME SONO CADUTTO IN BASSO/, реж. Луиджи Коменчини 1974. ЛАКОМБ ЛЮСЬЕН /LACOMBE LUCIEN/, реж. Луи Маль 1971. КЕНТЕРБЕРИЙСКИЕ РАССКАЗЫ /RACCONTI DI CANTERBURY, I/, реж. Пьер Паоло Пазолини 1971. ДЕКАМЕРОН /DECAMERONE, IL/, реж. Пьер Паоло Пазолини 1968. ОДНАЖДЫ НА ДИКОМ ЗАПАДЕ /C'ERA UNA VOLTA IL WEST/, реж. Серджо Леоне 1966. ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ /BUONO, IL BRUTTO, IL CATTIVO, IL/, реж. Серджо Леоне 1966. ПТИЦЫ БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ /UCCELLACCI E UCCELLINI /, реж. Пьер Паоло Пазолини 1964. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ /VANGELO SECONDO MATTEO, IL/, реж. Пьер Паоло Пазолини, премия Итальянского синдиката киножурналистов за операторскую работу 1962. МАМА РОМА /MAMMA ROMA/, реж. Пьер Паоло Пазолини 1961. ПИРАТ МОРГАН /MORGAN THE PIRATE/, реж. Андре де Тот 1961. АККАТТОНЕ! /ACCATTONE!/, реж. Пьер Паоло Пазолини
|