Брайан Де Пальма родился в семье хирурга. В школе его любимыми предметами были физика и астрономия и, как следствие, он поступил на физфак Колумбийского университета. Ничего не предвещало изменений в его судьбе, пока Де Пальма не посмотрел фильмы Альфреда Хичкока. С успешно начинавшейся научной карьерой было покончено, студент-физик решил стать режиссером (такая история приключилась не с одним Де Пальмой – Хичкок бесспорно занимает лидирующее место среди классиков по вербовке творческих кадров для мирового кинематографа). Десяток лет ушел у Де Пальмы на поиски своего стиля, своего места в кинопроцессе и денег (то есть продюсеров, которые осмелились бы дать их молодому автору). Начинал он, как многие, с экспериментальных короткометражек. В 1968-м снял картину «Поздравления», которую принято считать его первым успехом (за нее Де Пальма получил «Серебряного медведя» в Берлине). Этот фильм и несколько других, снятых им в конце 60-х, в той или иной степени отражали реальную жизнь Америки – время войны во Вьетнаме, движения хиппи, сексуальной революции и переоценки традиционных буржуазных ценностей. Де Пальму поспешили причислить к режиссерам-реалистам, но в начале 70-х он во второй раз свернул с, казалось бы, прямого пути (правда, в рамках кинематографа) – начал снимать жанровое кино. На этом этапе жизни Де Пальмы снова всплыли фильмы Хичкока, но уже не как повод для эстетического потрясения и решения поменять профессию, а как «исходник» для собственного творчества: в «Сестрах» использованы мотивы «Окна во двор», в «Наваждении» – «Головокружения». Завораживающий триллер «Наваждение» вышел в один год с «Кэрри», тоже триллером, только мистическим. Эти два фильма сделали имя режиссера Де Пальмы очень популярным. Интересно, что «Наваждение» было в советском прокате (наверное, наши чиновники «купились» на сюжетную деталь – один капиталист хотел сжить со света другого капиталиста из-за денег). А очень страшное кино «Кэрри» в эпоху подпольных видеопросмотров входило в обязательный ассортимент, наряду с «Изгоняющим дьявола». Учитывая особую любовь режиссера к Хичкоку, а также то, что его «Прокол» очень напоминает по сюжету «Фотоувеличение» Антониони, а «Лицо со шрамом» даже называется так же, как цитируемый в нем фильм Хауарда Хоукса 1932 года, Де Пальму часто упрекают в отсутствии собственной индивидуальности. Что, конечно, не совсем правильно. Во-первых, «использовать» классиков пытаются многие – хорошее кино получается в редких случаях (например, хороший режиссер Гас Ван Сент практически покадрово, только в цвете, переснял хичкоковский «Психоз», а картина получилась «мертвая»). Де Пальма – ученик-отличник, его фильмы действуют не хуже «первоисточников», они сделаны мастерски, выразительно, талантливо, стильно, наконец. Во-вторых, будучи постмодернистом, он снимает старое кино все-таки на новый лад (правда, его ирония иногда бывает до такой степени тонкой, что не каждый ее заметит). И, что важно, он сумел успешно соединить в своих фильмах коммерческую и культурную составляющие. Скажем, его «Неприкасаемые», гангстерский боевик, вышедший в 1987-м, пользовался огромным успехом у зрителей. Но и какая радость была у киноманов, обнаруживших в нем приметы голливудских фильмов большого стиля, а также цитату из «Броненосца «Потемкина». Конечно, как у всякого нормального режиссера, у Де Пальмы, творческая жизнь не особо гладкая: бывают суперудачи, бывают провалы. В 1996-м вышел фильм «Миссия невыполнима» с Томом Крузом, и весь мир отправился в кинотеатры. Через четыре года другая «Миссия» – «Миссия на Марс» – оказалась крайне неудачной, несмотря на участие в ней великолепных Тима Роббинса и Гари Синиза. Если говорить честно, то и снятый между «Миссиями» детектив «Глаза змеи» с Николасом Кейджем был слабым и попросту скучным. Но две последние картины Де Пальмы вновь привлекли всеобщее внимание. «Черный георгин» (в нашем прокате – «Черная орхидея», 2006) снят в стилистике «черных фильмов», популярных в 40-е годы. Интересная деталь – Де Пальма заставил всех своих персонажей безостановочно курить. В «завязавшей» Америке это прозвучало настоящим вызовом. Режиссер говорит, что сегодня курение на экране студии не жалуют, оно стало хуже порнографии («Нашли, наконец, источник зла — не то что, например, дьявол или плохая администрация»). Кстати, об администрации. Лента «Отредактировано», получившая на Венецианском МКФ 2007 года «Серебряного льва» за режиссуру, рассказывает о войне в Ираке. Целью Де Пальмы было восполнение пробела в массовом сознании, поскольку, по словам режиссера, события в Ираке СМИ освещают крайне скупо, и американцы понятия не имеют о том, что там происходит. Картина игровая, но снята в стилистике документального кино, ручной камерой, основана на фактах, солдатских письмах, фотографиях, видео. В США есть немало ограничений по отношению к этой войне, поэтому на съемочную группу оказывалось сильное давление («Фильм, который называется «Отредактировано», и сам в полной мере «отредактирован» – в этом есть злая ирония»). Вот так, спустя почти сорок лет, Де Пальма из мира триллеров, гангстерских саг и детективов вернулся к правде жизни. Новый поворот в биографии? Избранная фильмография режиссера: 2007. ОТРЕДАКТИРОВАНО /REDACTED/ 2006. ЧЕРНАЯ ОРХИДЕЯ / BLACK DAHLIA , THE / 2002. РОКОВАЯ ЖЕНЩИНА /FEMME FATALE/ 2000. МИССИЯ НА МАРС / MISSION TO MARS / 1998. ГЛАЗА ЗМЕИ /SNAKE EYES/ 1996. МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА /MISSION IMPOSSIBLE/ 1993. ПУТЬ КАРЛИТО /CARLITO'S WAY/ 1992. ВОСПИТАНИЕ КАИНА /RAISING CAIN/ 1990. КОСТЕР ТЩЕСЛАВИЯ /BONFIRE OF THE VANITIES/ 1989. ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ /ВОЕННЫЕ ПОТЕРИ/ CASUALTIES OF WAR / 1987. НЕПРИКАСАЕМЫЕ /UNTOUCHABLES, ТНЕ / 1984. ПОДСТАВНОЕ ТЕЛО /BODY DOUBLE/ 1983. ЛИЦО СО ШРАМОМ /SCARFACE/ 1981. ПРОКОЛ /BLOW OUT/ 1980. ОДЕТЫЙ ДЛЯ УБИЙСТВА /DRESSED TO KILL/ 1978. ЯРОСТЬ /FURY, THE/ 1976. КЭРРИ /CARRIE/ 197 6 . НАВАЖДЕНИЕ /OBSESSION/ 1973. СЕСТРЫ /SISTERS/ 1970. ПРИВЕТ , МАМОЧКА /HI, MOM!/ 1969. СВАДЬБА /WEDDING PARTY, THE/ 1968 . ПРИВЕТСТВИЯ /GREETINGS/
|