кинопрокат тв-права новинки dvd каталог dvd события  
о компании | где купить dvd | вакансии |
Имена
 
Фриц Ланг / Fritz Lang
Режиссер
Родился: 05.12.1890 (Вена, Австрия)
Умер: 02.08.1976 (Лос-Анджелес, США)
Фриц Ланг

Мы говорим «Ланг» – подразумеваем «немецкий экспрессионизм», говорим «немецкий экспрессионизм» – подразумеваем, соответственно, «Доктор Мабузе, игрок» Фрица Ланга. Однако сам режиссер, признавая, что это направление в кино оказало на него сильное влияние, называл себя реалистом. Более того, он признавался, что не верит в теории, и считал, что автор должен пробуждать в зрителях эмоции, а не следовать каким-то правилам. Публику, по его словам, обожал. Большинство его фильмов снято в жанрах, которые принято уничижительно называть коммерческими: триллер, вестерн, криминальная драма, детектив. Но, как известно, не жанр красит режиссера, а совсем наоборот.

В молодости Ланг учился в Мюнхенской школе изящных искусств и зарабатывал себе на жизнь, делая эскизы модной одежды и рекламы для газет. Он занимался живописью и скульптурой, много путешествовал. Когда началась Первая мировая война, вступил добровольцем в австрийскую армию, участвовал в боях, был ранен. В госпитале развлечения ради начал писать сценарии. 

В самом начале кинокарьеры он сыграл небольшие роли в нескольких лентах, а в конце творческого пути снялся в «Презрении» Жан-Люка Годара (1963) в роли… режиссера Фрица Ланга, снимающего фильм «Одиссея» (Годар, один из главных «нововолновцев», выразил почтение классику, сыграв его ассистента). В почти полувековом промежутке в каждый свой фильм включал кадр со своими руками – такая причуда мастера. Своему актерскому опыту никакого значения не придавал, поскольку уже в 1917 году Джоэ Май снял фильм по его сценарию, «Хильде Варен и смерть», а через два года Ланг дебютировал как режиссер. Картину «Пауки» принято считать его первой самостоятельной работой, хотя до нее он снял ленты «Полукровка» и «Повелитель любви», а также поставил массовые сцены в картине того же Мая «Владычица мира».

В 1921 году Ланг снял «Усталую смерть», философскую сказку. С нее началась главная тема творчества режиссера – тема рока, который невозможно обмануть, – и начался великий Ланг. «Доктор Мабузе, игрок», поставленный в 1922 году, это, с одной стороны, реальные события и атмосфера в стране – инфляция, безработица и одновременно жажда наслаждений, алчность спекулянтов, с другой – экспрессивная форма, динамичность, напряженность, как в триллере. Высказавшись по поводу современности, Ланг заглянул в далекое прошлое, сняв по древнегерманским мифам фильмы «Смерть Зигфрида» и «Месть Кримгильды», известные под общим названием «Нибелунги». Монументальное, зрелищное произведение, поставленное с эпическим размахом, Ланг считал национальным документом, годящимся для приобщения мира к немецкой культуре. 

Осенью 1924 года киностудия УФА отправила Ланга в Америку изучать передовой опыт. Пораженный видами и атмосферой Нью-Йорка, домой он вернулся с готовой идеей нового фильма. «Метрополис» стал первой антиутопией в кино и в немалой степени повлиял на формирование жанра фантастики, но зрители его не приняли. Авторитетный зритель Герберт Уэллс сказал: «Недавно я посмотрел глупейший фильм. Я не думаю, что можно сделать что-то более глупое». У Артура Конан-Дойля было другое мнение: «Я полюбил его больше, чем самые дикие свои мечты». Знаменитый автор детективов оказался в числе редких поклонников картины. Самый дорогой немецкий фильм (на него потратили половину годового бюджета студии УФА), снимавшийся в течение двух лет, провалился и не смог вернуть даже десятой доли затраченных средств.

В своем первом звуковом фильме, триллере «М» (1931) режиссер вернулся к современности. Новое выразительное средство – звук – Ланг мастерски использовал для нагнетания атмосферы ужаса и страха. Публика повалила в кинотеатры, хотя там ее пугали, и ей было очень страшно. А критики назвали фильм «М» шедевром, что чистая правда. 

Когда студия предложила Лангу снять «Завещание доктора Мабузе», режиссер долго отказывался – не мог придумать устраивающий его сюжет. Но в тот момент он увлекся изучением психических заболеваний. Ланг даже провел неделю в психиатрической клинике (с научно-исследовательской целью – как сам предусмотрительно подчеркивал). Когда он понял, что через историю врача, попавшего под власть своего безумного пациента, можно в иносказательной форме сказать правду о фашизме, фильм начал складываться. Картину еще до первого показа запретил министр пропаганды Геббельс, но одновременно предложил Лангу возглавить все немецкое кино, сославшись на то, что ему (Геббельсу) и фюреру очень нравятся «Нибелунги» и «Метрополис», и лучшей кандидатуры на роль руководителя кинопроцесса в стране они не видят. Министр даже начал обсуждать с Лангом перспективные планы: каких актеров привлечь, какие сюжеты использовать. Едва живой от страха Ланг со всем соглашался, благодарил за честь, и в тот же вечер уехал в Париж, якобы на неделю, по делу, срочно. И не вернулся. Его жена Теа фон Харбоу, автор сценариев практически всех его немецких фильмов, к тому времени уже вступившая в национал-социалистическую партию, осталась на родине. Она продолжала верой и правдой служить новому режиму и писать сценарии уже для других режиссеров.

Оказавшись в Америке, за два десятилетия Ланг снял два десятка картин. Первая среди них (и по очередности, и по значимости) – «Ярость» со Спенсером Трейси в главной роли. Действие фильма происходило в провинциальном городишке. Толпа обывателей идет на яростный штурм местной тюрьмы, чтобы расправиться с человеком, обвиненным в убийстве, хотя на самом деле он этого преступления не совершал. Суд Линча – явление, конечно, американское, но в «Ярости» аналогии с тогдашней ситуацией в Германии, несомненно, прочитываются: мирные граждане, охваченные массовым психозом, превращаются в озверевшую орду, жаждущую крови. Впоследствии Ланг снял еще несколько лент – антифашистских по содержанию, триллеров по форме («Палачи тоже умирают», «Министерство страха»). Поставил несколько криминальных драм («Женщина в окне», «Большая жара») и вестернов («Возвращение Фрэнка Джеймса», «Ранчо с дурной славой»). 

В конце 50-х Ланг вернулся в Германию. Немецкий продюсер Артур Браунер позвонил ему с предложением сделать римейки культовых фильмов 1919 года Джоэ Мая «про танцовщицу Зиту и индийскую гробницу», сценарии к которым Ланг писал вместе с Теа фон Харбоу. Продюсер объяснил лишь, что необходимо сделать цветную приключенческую немецкую картину на популярный сюжет с бюджетом 4 миллиона марок, что наверняка будет гарантировать международный успех. Режиссеру идея показалась забавной, и он с радостью согласился. Но, прочитав сценарий, ужаснулся и заявил, что «такое я снимать не могу!» Сценарий он переписал, однако проблемы на этом не закончились. Во-первых, очень тяжелыми были съемки в Индии. Во-вторых, два поставленных Лангом фильма – «Эшнапурский тигр» и «Индийская гробница» – для проката в Америке были перемонтированы в один. Естественно, режиссер был возмущен, что его детище порезали. Хотя фильмы (в обоих вариантах) пользовались большим коммерческим успехом, Ланг их ненавидел. 

После долгих колебаний он поставил в Германии еще одну ленту – «Тысяча глаз доктора Мабузе» – и вернулся в Америку. Фильмов больше не снимал, выезжал на международные кинофестивали и ретроспективы своих произведений, в последние годы тяжело болел. 

 

Избранная фильмография Фрица Ланга:

1960. ТЫСЯЧА ГЛАЗ ДОКТОРА МАБУЗЕ /1000 AUGEN DES DR . MABUSE, DIE/

1959. ИНДИЙСКАЯ ГРОБНИЦА /INDISCHE GRABMAL, DAS/

1959. ЭШНАПУРСКИЙ ТИГР /TIGER VON ESCHNAPUR, DER/

1956. ПОКА ГОРОД СПИТ /WHILE THE CITY SLEEPS/

1954. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЖЕЛАНИЕ / HUMAN DESIRE /

1952. НОЧНАЯ СХВАТКА / CLASH BY NIGHT /

1952. РАНЧО С ДУРНОЙ СЛАВОЙ / RANCHO NOTORIOUS /

1950. ДОМ У РЕКИ /HOUSE BY THE RIVER/

1948. ТАЙНА ЗА ДВЕРЬЮ /SECRET BEYOND THE DOOR.../

1946. ПЛАЩ И КИНЖАЛ /CLOAK AND DAGGER/

1945. УЛИЦА ГРЕХА /SCARLET STREET/  

1944. ЖЕНЩИНА В ОКНЕ /THE WOMAN IN THE WINDOW/

1944. МИНИСТЕРСТВО СТРАХА / MINISTRY OF FEAR /  

1943. ПАЛАЧИ ТОЖЕ УМИРАЮТ / HANGMEN ALSO DIE !/

1941. ОХОТА НА ЧЕЛОВЕКА / MAN HUNT /  

1941. ВЕСТЕРН ЮНИОН /WESTERN UNION/  

1940. ВОЗВРАЩЕНИЕ ФРЭНКА ДЖЕЙМСА /THE RETURN OF FRANK JAMES/  

1938. ТЫ И Я /YOU AND ME/

1937. ЖИВЕШЬ ТОЛЬКО РАЗ /YOU ONLY LIVE ONCE/  

1936. ЯРОСТЬ /FURY/

1934. ЛИЛИОМ /LILIOM/

1933. ЗАВЕЩАНИЕ ДОКТОРА МАБУЗЕ /TESTAMENT DES DR. MABUSE, DAS/

1931. М /M/

1929. ЖЕНЩИНА НА ЛУНЕ /FRAU IM MOND/

1928. ШПИОНЫ /SPIONE/  

1927. МЕТРОПОЛИС /METROPOLIS/  

1924. НИБЕЛУНГИ : МЕСТЬ КРИМГИЛЬДЫ /NIBELUNGEN: KRIEMHILDS RACHE, DIE/  

1924. НИБЕЛУНГИ : СМЕРТЬ ЗИГФРИДА /NIBELUNGEN: SIEGFRIED, DIE/  

1922. ДОКТОР МАБУЗЕ , ИГРОК /DR. MABUSE, DER SPIELER/

1921. УСТАЛАЯ СМЕРТЬ / M Ü DE TOD , DER /  

1920. ПАУКИ, ЧАСТЬ 2 / DIE SPINNEN , 2/

1919. ПАУКИ, ЧАСТЬ 1 / DIE SPINNEN , 1/