КИНОПРОКАТ
Моя маленькая
принцесса

My Little Princess




Для Евы Ионеско фильм стал сеансом психоанализа; в этом смысле не так уже важно, оказался ли он успешным с точки зрения других. Градус монументальных амбиций повышает присутствие Изабель Юппер, привыкшей играть "на века", но бросающей слишком много дров в костер наивного тщеславия и неосознанной порочности своей героини.

Обе главные роли в «Моей маленькой принцессе» потребовали отваги от исполнительниц. То, что Изабель Юппер относится к самым отважным – и лучшим – актрисам современности, далеко не секрет. Кстати, в соответствии с ролью она выглядит на экране удивительно молодо. Но вот то, что достойную компанию ей составила юная непрофессионалка Анамария Вартоломеи, – это, конечно, откровение.

По словам Эвы Ионеско, она не хотела воспроизводить собственную историю в деталях. Ханна – образ собирательный, которому Изабель Юппер придает черты героинь из сказок: от мачехи у нее злость и вспышки гнева; от феи – волшебные наряды и способность создавать красоту там, где ее не ищешь; от ведьмы – безграничная способность приносить страдания.
Как и в любой сказке, здесь обязательно нужен был ребенок, противостоящий монстру. Эва Ионеско нашла в Анамарии Вартоломеи прекрасную жертву. Актрисе столько же лет, как и ее персонажу в самом начале, – 10. Действие фильма происходит в течение нескольких лет и нам кажется, что Виолетта на глазах взрослеет. В замке английского лорда, который похож на декадентскую рок-звезду, Виолетта осмеливается противостоять матери, словно спящая красавица, очнувшаяся после сна. Но без помощи прекрасного принца.
«Le Monde»


Фильм «Моя маленькая принцесса» не похож на другие. Он загадочный, тревожный, напоминающий, с одной стороны, картины Дарио Ардженто, с другой – сказку о ведьме и ее жертве. Но оказывается, эта сказка была буднями ребенка в Париже в середине 70-х. Ребенка звали Эва Ионеско. Она, с ярким макияжем, едва одетая, позировала для эротических фотографий, которые делала ее мать Ирина Ионеско. Сегодня Эва говорит: «Многие считали, что эти фотографии были красивыми. Да, на некоторых я как настоящая принцесса. Но есть и другие, которые мне невозможно вычеркнуть из памяти, порнографические: с корсетом, фаллосами, с откровенной обнаженностью, без всякого художественного посыла. Это была я, маленькая девочка с раздвинутыми ногами, и точка»…
Музыка Бертрана Бургала, которую можно отнести к лучшим его сочинениям, погружает фильм в беспокойную боль, костюмы Катрин Баба, диалоги писателя Марка Холоденко, воздушные съемки Жанны Лапуари создают вокруг Изабель Юппер и маленькой Анамарии Вартоломеи особый мир, далекий от обычного.
«Liberation»


Автобиографический дебют Эвы Ионеско – это подробный отчет о ее ужасном детстве, странная смесь притягательного гламура и изощренного психологизма.
«Variety»


Юппер наделяет свою героиню лихорадочностью, беспокойством немолодой женщины, знающей, что время и общество не на ее стороне. Ее героиня – блондинка в сексапильных платьях – напоминает гламурные образы старого Голливуда, в ней что-то от Джин Харлоу, а что-то от Бетт Дэвис в роли Бэби Джейн. Анамарии Вартоломеи было всего 10, когда начались съемки, но она придала удивительную эмоциональную взрослость своей героине.
«Screen»


Хотела ли Ионеско сделать больно своей матери, снимая этот фильм? Не исключено, скорее даже вероятно. Но замысел фильма была не только в этом. Основной посыл режиссера заключается в том, чтобы описать историю страсти, со всей ее драматичностью, жестокостью, страсти почти любовной в этой ужасной паре «дочь-мать».
«Les InRockuptibles»


Фильм не без недостатков, но одновременно странный и веселый, деликатный и меланхоличный и, в конечном счете, просто красивый.
«Grazia»


Первый фильм Ионеско в качестве режиссера представляет собой полное описание ее бед. Мать снята как жестокий, эксцентрично разодетый агрессор (Удивительная Изабель Юппер со знанием дела играет запредельный нарциссизм). А ее фотостудия выглядит как логово хищника. Сеансы позирования выстроены с мазохистской тщательностью и напоминают фильмы ужасов: замкнутое пространство, нереальное, почти фантастичное освещение, похожий на чудовище ковер. И в атмосфере есть ощущение инцеста.
«Telerama»


Фильм странный, не во всем удавшийся, но пытающийся воссоздать проблему взаимоотношений матери и дочери, живущих вне общепризнанных норм. Эва Ионеско, воссоздавая маленький театр своей матери, даже сегодня пытается сбежать из него, и мы это хорошо чувствуем.
У этого фильма есть свой особый опьяняющий аромат, хотя по сути и вредоносный.
«Vogue»


Роль девочки-жертвы досталась двенадцатилетней Анамарии Вартоломеи. Причем в некоторых сценах, первоклассно сыгранных актрисой-дебютанткой, не покидает ощущение, что Ева Ионеско проделывает с Анамарией примерно то же самое, что ее мать когда-то проделывала с ней: она заставляет ребенка почувствовать вкус порока.


В исполнении интеллектуалки Юппер, предстающей у Ионеско холодной гламурной дивой, мать, конечно, не становится символом вечной женственности и беззаветного служения идеалам добра и красоты. Но ее нежелание быть, как все, и решимость внушить дочери отвращение к мелкобуржуазной «нормальности» не могут не импонировать.


Актриса и режиссер Ева Ионеско: «Не все могут понять и простить своих матерей»