КИНОПРОКАТ
45 лет



год 2015
страна Великобритания
режиссер Эндрю Хэй
актеры Шарлотта Рэмплинг, Том Кортни, Джеральдина Джеймс, Долли Уэллс, Дэвид Сибли
сценарий Эндрю Хэй по рассказу Дэвида Константина «В другой стране»
продюсеры Тристан Голайер, Рейчел Даргавел
оператор Лу Кроули
продолжительность 93 мин.
премьера в России 03.12.15




Берлинский МКФ – приз «Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль (Том Кортни), приз «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль (Шарлотта Рэмплинг), Эдинбургский МКФ – «Лучший британский фильм», «Лучшая актриса».

Когда реальность оборачивается иллюзией и твердая почва под ногами превращается в зыбучий песок, а жизнь рушится как карточный домик… Тонкая, глубокая, человечная камерная драма в исполнении двух легендарных актеров – Шарлотты Рэмплинг («Ночной портье», «Макс, моя любовь») и Тома Кортни, «звезды» британской новой волны начала 60-х («Одиночество бегуна на длинную дистанцию», «Билли-лжец»).
Кейт и Джефф Меркеры готовятся отметить 45-летнюю годовщину свадьбы. Они так давно вместе и так близки друг другу, что кажется, будто прожили одну жизнь на двоих. Но оказалось, что это не так. Кейт не знала, что за несколько лет до встречи с ней у Джеффа была другая любимая. Во время их путешествия в Швейцарских Альпах она погибла, сорвавшись со скалы. И вот теперь, за неделю до большого торжества, в дом Меркеров пришло письмо с сообщением о том, что ее тело нашли в ледяной пропасти…



ЭНДРЮ ХЭЙ: КОГДА ВСЯ ЖИЗНЬ ПОСТАВЛЕНА ПОД СОМНЕНИЕ…

Чем привлек вас короткий рассказ Дэвида Константина «В другой стране», и как он превратился в фильм?

История отношений двух главных героев разбередила мне душу. Это неожиданное напоминание о прошлом, это сохранившееся во льдах тело девушки, которую когда-то любил Джефф, будто дожидалось момента, чтобы превратить плавное течение жизни в хаос. Это момент, когда все страхи и сомнения, скрытые, невысказанные в течение долгих лет, поднимаются на поверхность. И вся долгая совместная жизнь Кейт и Джеффа вдруг поставлена под сомнение из-за женщины, которой давно нет в живых.
Оригинальный рассказ был прекрасным – четким и лаконичным. Для экранизации, конечно, понадобились изменения и дополнения. Например, появилась большая сцена юбилейного торжества. А самым главным изменением стал возраст героев – в оригинале им было за 80, в фильме – 70. В рассказе события происходили в 90-е годы, а предыстория – во время Второй мировой войны. Мы перенесли действие в сегодняшний день, чтобы в драме Кейт и Джеффа ощущалось наше время. И, в отличие от рассказа, история рассказывается исключительно с точки зрения героини. Существует много фильмов и литературных произведений, рассказывающих об экзистенциальном кризисе, но обычно это «мужские сюжеты», я хотел сделать по-другому.

Закрытость эмоций и чувств считается особенностью британского характера – что вы думаете об этом?

Думаю, это присущий британцам культурный и политический консерватизм, который заставляет многих похоронить свои чувства ради сохранения статускво. Это в первую очередь касается среднего класса. Поэтому по-настоящему открыть свои чувства – невероятно трудно, более того, люди относятся к этому, как к опасности.

Что привнесла в свою роль Шарлотта Рэмплинг, и в чем вы видите ее особенность как актрисы? Шарлотта – очень умная актриса. Она знает и чувствует, что правдиво, а что – нет. Когда я смотрю на нее на экране, вижу ураган эмоций – не на поверхности, внутри, в ее глазах. Она открывается вам, но одновременно предупреждает, чтобы вы сохраняли дистанцию. Для меня в этом невероятная правда.

А Том Кортни?

Ранимость – и его самого, и в его игре. Последнее, что я хотел бы увидеть в своем фильме – разгневанный мужчина, разносящий в пух и прах окружающий мир. Мы столько этого видели на экране! Мне хотелось, чтобы герой был более сложным, более чувствительным, с внутренней борьбой с самим собой, а не примитивным злодеем. Надеюсь, в фильме нет злодеев, а есть люди, которые пытаются разобраться в своей жизни.

И Рэмплинг, и Кортни – иконы 60-70-х. В фильме звучат небольшие фрагменты поп-музыки того времени. Вы хотели, чтобы зрители держали в уме этот бэкграунд?

Я хотел, чтобы прошлое актеров чувствовалось, но слегка, почти неуловимо. Фильм отчасти и о надеждах, оставшихся в прошлом, о потенциале молодости, поэтому тот факт, что все знают и помнят их как молодых актеров, конечно, очень помогал. Это добавляет оттенок грусти – это чувство мне кажется очень важным. Я часто думаю о том, что наша тоска по прошлому как раз к прошлому-то не имеет отношения, она скорее связана с неудачами и разочарованиями настоящего.

Внешнее развитие действия тихое и неторопливое, несмотря на большую внутреннюю напряженность чувств… Для меня было важно с самого начала задать эту спокойную интонацию и сохранить ее на протяжении всего фильма. Все страхи, сомнения, заблокированные чувства и эмоции – они иногда даже не сформулированы, но они существуют, они как крошечные разломы и трещины. Иногда мне кажется, что наша жизнь – это попытка избежать слишком сильного давления на эти линии разлома в надежде, что твердь под нами не разверзнется и не поглотит нас целиком.


АКТЕРЫ

ШАРЛОТТА РЭМПЛИНГ /Charlotte Rampling/ – Кейт
Родилась 5 февраля 1945 года в г. Стермер, Великобритания. Начала карьеру в качестве модели, в 1965-м дебютировала в кино – в комедии Ричарда Лестера «Сноровка». Ее роли, начиная с Элизабет в «Гибели богов» Лукино Висконти, всегда были неординарными. На вопрос, почему она иногда выбирает отрицательных героинь, актриса ответила уже давно: «Я лучше соглашусь представляться людям злодейкой, чем играть Мэри Поппинс». Годы спустя Рэмплинг признала, что на ее отношение к кино повлияла трагедия в семье. Когда ей было 20 лет, ее единственная, 23-летняя, сестра Сара, покончила с собой. Их мать впала в депрессию, от которой не оправилась до конца жизни. И Шарлотта считала себя не вправе веселить людей.
Самая известная и скандальная картина с ее участием – «Ночной портье» Лилианы Кавани о садо-мазохистской связи нацистского офицера (Дирк Богард) и заключенной концлагеря. Также снималась в фильмах «Зардоз», «Прощай, моя красавица», «Макс, любовь моя», «Фокстрот», «Воспоминания о «Звездной пыли», «Вердикт», «Под песком» и «Бассейн» (премия Европейской киноакадемии) Франсуа Озона, «На юг», «Лемминг», «Герцогиня», «Меланхолия».
В 2002-м как певица выпустила альбом Comme Une Femme («Как женщина»), разошедшийся с большим успехом. Играла в театре – на двух языках, английском и французском. Обладательница почетного «Сезара» и ордена Британской империи.

ТОМ КОРТНИ /Tom Courtenay/ – Джефф
Родился 25 февраля 1937 года в Халле, Великобритания. Окончил Академию театрального искусства в Лондоне. Мировую известность ему принесли фильмы британской новой волны начала 60-х: «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» Тони Ричардсона и «Билли-лжец» Джона Шлезингера. Также снимался в фильмах «Доктор Живаго» (номинация на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана), «Костюмер» (1983, номинация на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль, премия «Золотой глобус»), «Ночь генералов», «За короля и отечество», «Один день Ивана Денисовича», «Николас Никлби», «Квартет», «Ночной поезд до Лиссабона». Работал на телевидении и радио. Но главным делом своей жизни считает театр.
В 2000 году вышли его мемуары «Дорогой Том: письма из дома». В 2001-м был посвящен королевой Великобритании в рыцари.

ДЖЕРАЛЬДИНА ДЖЕЙМС /Geraldine James/ – Лена
Родилась 6 июля 1950 года в Мейденхеде, Великобритания. Снималась в фильмах «Ганди», «Человек, который слишком мало знал», «Защита Лужина», «Шерлок Холмс» (2009, роль миссис Хадсон), «Алиса в стране чудес» (2010), «Девушка с татуировкой дракона», «Диана: история любви», «Железная схватка», в сериалах «Чисто английское убийство», «Пуаро». Много работает в театре – не только в Англии, но и в США.
В 2003 году удостоена ордена Британской империи.




СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА

ЭНДРЮ ХЭЙ /Andrew Haigh/ – автор сценария и режиссер
Родился в 1973 году. Снял несколько короткометражек и два полнометражных фильма – «Грек Пит» (2009) и «Уикэнд» (2011), за которые получил более 40 призов национальных и международных кинофестивалей.

ТРИСТАН ГОЛАЙЕР /Tristan Goligher/ – продюсер
Принимал участие в создании фильмов «Поздние цветы» (реж. Жюли Гаврас), «Капитал» (реж. Коста-Гаврас), «Уикэнд» (реж. Эндрю Хэй) и других.

ЛОЛ КРОУЛИ /Lol Crawley/ – оператор
Родился в 1974 году. Принимал участие в создании фильмов «Балласт», «Надежда умирает последней», «Мгновение любви», «Гайд-парк на Гудзоне», «Детство лидера».





МНЕНИЯ

«Сдержанный, глубокий, полный настоящих эмоций… Триумф».
Time Out

«Своеобразие этого фильма в том, что актеры-ветераны здесь не отодвинуты на второй план, как это обычно бывает, а находятся в центре истории, которую с невероятной глубиной и чувствительностью рассказал Эндрю Хэй».
close-upfilm.com

«Сценарий грандиозный. Изображение приглушенное и холодное. Звукоряд замечательный. Актеры потрясающие».
Sight & Sound

«У Эндрю Хэя очень редкое и тонкое чутье на реалистичность диалогов и актерской игры. Это было очевидно и в прежних его фильмах. Так же как в них, здесь главное – чувство времени, вера и печаль».
MovieFilmReviews

«В этой истории удалось избежать мелодраматических клише, она впечатляет своей уникальностью и тонкостью».
dvdtalk.com