КИНОПРОКАТ
Человек, который убил Дон Кихота
The Man Who Killed Don Quixote



год 2018
страна Франция - Великобритания - Испания
режиссер Терри Гиллиам
актеры Адам Драйвер, Джонатан Прайс, Жуана Рибейру, Стеллан Скарсгард, Ольга Куриленко, Росси де Пальма
сценарий Терри Гиллиам, Тони Гризони
продюсеры Мариэла Бесуевски, Эми Гиллиам, Херрардо Эрреро
оператор Никола Пекорини
композитор Роке Баньос
продолжительность 132 мин.
жанр фэнтези/комедия/приключения
премьера в России 06.09.18

     скачать пресс-релиз




«Каким тоскливым местом был бы мир без Терри Гиллиама».
The Guardian


Два часа – на одном дыхании! Живая, смешная, лиричная, изобретательная безумная феерия Терри Гиллиама, режиссера с безграничной творческой фантазией. Премьера состоялась в Каннах – картина закрывала главный европейский кинофорум 2018 года.
Режиссер Тоби Граммет, мучаясь в Испании над очередным рекламным шедевром, в поисках вдохновения отправился в деревню, где 10 лет назад снимал свой дипломный фильм – про Дон Кихота. И нашел там исполнителя главной роли –  спятившего старого сапожника, уверовавшего, что он... и есть настоящий Рыцарь печального образа! Старик принял Тоби за своего верного оруженосца Санчо и насильно потащил в опасное путешествие, где реальность трансформируется в фантазию, а правду не отличить от вымысла…



ТЕРРИ И ДОН КИХОТ

«Думаю, главная проблема с Дон Кихотом в том, что, как только вы «подключаетесь» к этому герою и тому, что он делает, вы сами становитесь Дон Кихотом. Вы погружа­етесь в безумие и полны решимости изменить мир».

Терри Гиллиам

 

У фильма «Человек, который убил Дон Кихота» одна из самых долгих и извилистых судеб в истории кино. И тот факт, что спустя 30 лет после начала работы, эта картина выходит на экраны – выдающееся достижение, результат упорства, страсти и вдохновения режис­сера Гиллиама. Фильм успешно завершен – с десятой попытки.

В 1989 году, сразу после «Приключений барона Мюнхгаузена», Гиллиам позвонил продю­серу Джейку Эбертсу и сказал: «У меня для тебя два имени – Дон Кихот и Гиллиам. И мне нужны 20 млн долларов». «Делаем!» – ответил Джейк. Гиллиам: «Вот так просто. Но через несколько недель, прочитав книгу, я понял – фильм снять не смогу».

В 90-е, поставив три фильма в Штатах («Король-рыбак», «12 обезьян», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»), Гиллиам решил, что хочет снова работать в Европе. И его новый проект назывался – «Человек, который убил Дон Кихота». Гиллиам: «Поняв, что традиционная экранизация у меня не получится, я спросил себя, смогу ли рассказать историю, кото­рая отразит сущность Дон Кихота, без прямой привязки к тексту Сервантеса». Гиллиам придумал своего героя – режиссера-рекламщика, который каким-то образом попадает в XVII век, где Дон Кихот принимает его за Санчо Пансу.

Сценарий он писал вместе с ТОНИ ГРИЗОНИ, соавтором по «Страху и ненависти в Лас- Вегасе». Гризони: «С Терри работать весело. Мы проигрывали все сцены, меняясь роля­ми, чтобы их прочувствовать, понять, какой должна быть продолжительность и какие шутки работают. Потом я все это записывал, отправлял ему, потом мы снова встреча­лись. Такой метод позволил ему быть свободным, использовать любые идеи, а не сле­довать букве сценария».

 

Впервые фильм был запущен в производство осенью 2000 года, но съемки продлились только шесть дней. Они стартовали в испанской провинции Наварра, но тут «вмешалось» наводнение, потом – полеты военных самолетов над площадкой. На пятый день заболел Жан Рошфор, исполнитель роли Дон Кихота. Это жуткое приключение запечатлено в до­кументальном фильме «Затерянные в Ла-Манче» (2002).

Восемь лет проект был заморожен. Гиллиам и Гризони вернулись к сценарию в 2009-м и внесли в него ряд изменений. Позднее они написали еще несколько вариантов, по­скольку фильм то запускался, то останавливался. Гризони: «Думаю, теперь у нас действи­тельно отличный сценарий!»



ТЕРРИ И АКТЕРЫ

«Работа с актерами – самое большое удовольствие во время съемок фильма. Я всегда точно знаю, что делать – с технической точки зрения или в плане спецэффектов. Тут нет никаких сюрпризов. А вот актеры всегда меня удивляют».

Терри Гиллиам

АДАМ ДРАЙВЕР /Adam Driver/
«Звездные войны: Пробуждение силы», «Удача Логана»

Гиллиам обрадовался, когда Адам Драйвер согласился сыграть Тоби, главного героя, амбициозного и само­любивого режиссера. Гиллиам: «Адам – неординарный актер. Когда мы с ним встретились впервые, интуиция мне подсказала: это тот парень, который нам нужен. Он отличается от большинства актеров тем, что не «ак­терствует». Он – настоящий, интересный. И целиком от­дался роли. Адам Драйвер: «В сценарии было несколько пластов, которые надо было открыть. Я понимал, что это будет весело. Думаю, история Дон Кихота с такого оригинального ракурса – это гениально».

ДЖОНАТАН ПРАЙС /Jonathan Pryce/
«Игра престолов», «Бразилия»

Джонатан Прайс играет старого сапожника, возомнившего себя Дон Кихотом. Прайс снимался у Гиллиама и прежде. Гиллиам: «Джонатан хотел играть эту роль еще во время наших первых попыток. Но сначала он был слишком молод, потом – очень занят. И наконец получилось – ему под 70, и он был свободен! Я уверен, в его Дон Кихоте совместились черты шекспировских героев – от короля Лира до Гамлета и Шейлока. А еще Джонатан – прекрасный комедийный актер. Он невероятно смешной. Прайс шутит: «Думаю, реальная причина, по которой Терри так долго откладывал съемки фильма в том, что он ждал, пока я буду достаточно старым, чтобы сыграть Дон Кихота».

СТЕЛЛАН СКАРСГАРД /Stellan Skarsgård/
«Девушка с татуировкой дракона», «Нимфоманка»

Стеллан Скарсгард играет босса. Гиллиам: «Стеллан – еще один актер, с которым я всегда хотел поработать. Во всех фильмах он выделяется тем, что настоящий, что в нем ни грамма фальши. Это ошеломляет». Скарсгард: «Терри – очень самобытный режиссер, с уникальным киномиром, тем и привлекателен. Сценарий был очень «гиллиамовский», и, конечно, мне очень понравился. Но даже если бы он мне не понравился, я все равно согласился бы, потому что очень хотел поработать с ним. Таких фильмов, как он, никто больше не снимает».

ОЛЬГА КУРИЛЕНКО
«Обливион», «Искатель воды»

Ольга Куриленко играет хитрую, упрямую, чувственную жену босса, положившую глаз на Тоби. Куриленко: «Я влюбилась в сценарий и была счастлива от возможности стать частью этого фильма». Гиллиам: «Я и не думал, что Ольга может быть настолько смешной. Однажды на съемках она просто довела меня до истерики. Она просто великолепна».

ЖУАНА РИБЕЙРУ /Joana Ribeiro/
Португальская актриса Жуана Рибейру играет испанскую девушку, которая когда-то снялась в студенческом фильме Тоби, а теперь – любовница водочного магната. Гиллиам: «Уже во время нашей первой встречи, я убедился – мы нашли нашу Анхелику. Она – очень умная, красивая и опасная. У нее была трудная задача – сыграть невинную 15-летнюю девушку и уже пожившую женщину. Думаю, Жуана станет фантастической звездой. Рибейру: «Я – фанатка Сервантеса. Каким он может быть веселым и грустным одновременно! «Дон Кихот» – история человека, живущего в собственном мире. Окружающие смеются над ним. Но вы понимаете, что Дон Кихот по-настоящему счастливый человек, потому что верит в собственный мир».

РОССИ ДЕ ПАЛЬМА /Rossy de Palma/
«Мадам», «Женщины на грани нервного срыва»

Росси де Пальма появилась на проекте еще в 2000 году. Де Пальма: «И спустя годы я не смогла сказать «нет». Потому что знала, как тяжело пришлось Терри, и как он нуждался в нашей общей поддержке. Сейчас время супердержав и супермонстров, а нам нужны Дон Кихоты, дающие любовь и надежду на изменения. Наверное, это идеализм. Я хочу быть идеалисткой!» Гиллиам: «Росси – звезда! Камера любит ее. Она всегда очень значительна в кадре. Она чудесна в фильме».




ТЕРРИ И ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ

«Терри – это Дон Кихот, а я похож на Санчо Пансу. Я просто следую за ним, причем с радостью, хотя, если подумать, это чистое безумие. От какого количества фильмов я отказался за эти годы, чтобы попытаться снять этот!»

Никола Пекорини

С оператором НИКОЛОЙ ПЕКОРИНИ Гиллиам работает много лет. Пекорини участвовал во всех попытках запуститься с фильмом, начиная с 2000 года. Они решили снимать картину на цифровую камеру (это первый фильм Гиллиама «на цифре») – в целях экономии време­ни и средств. Пекорини: «В Испании не осталось лабораторий по обработке пленки. Мож­но это было делать во Франции, Бельгии или Англии, но тогда результат каждой съемки пришлось бы ждать несколько дней».

Гиллиам и художник-постановщик БЕНЬЯМИН ФЕРНАНДЕС черпали визуальное вдохно­вение у Гойи и Доре. Гиллиам: «Гойя – художник необыкновенный, и испанец к тому же. Доре иллюстрировал издание Сервантеса, и его образы навсегда врезались в мою па­мять. Фильм – это сражение между точными образами Доре и фантасмагорическим тре­вожным миром Гойи».

Для художника по костюмам ЛЕНЫ МОССУМ главный интерес заключался в комбиниро­вании современных и исторических костюмов. Особенно это впечатляет в сценах в замке водочного магната, где царит буйство фантазии художника. Гиллиам: «Я не знаю, как это сделала Лена, но получилось красиво и ярко». Самые глазастые фанаты Гиллиама заметят сходство между костюмом Прайса и костюмом Жана Рошфора (запечатленном в ленте «Затерянные в Ла-Манче»). Он сохранился у художника Габриеллы Пескуччи, и она была счастлива, что костюм наконец пригодится. После некоторой корректировки он идеаль­но подошел Прайсу.

Для такого рода фильмов, конечно, важна работа специалистов по гриму и прическам. Гиллиам: «Одним из самых главных аспектов съемок был «правильный» нос для Джоната­на. У него прелестный маленький нос, а нужен был ястребиный клюв. И мы его получили». ПАБЛО ПЕРРОНА из барселонской компании May Effects сделал протез носа, и ежеднев­но в течение часа прилаживал его к Прайсу. Прайс: «Пабло – выдающийся мастер по соз­данию фальшивых носов. Вы не увидите, где искусственный нос переходит в мой. Даже я этого не вижу».



ТЕРРИ И ИСПАНИЯ

«Все съемки прошли чертовски гладко. Нам ужасно повезло с погодой. Думаю, это был знак, что Господь больше не злится на Терри. И на меня тоже».

Никола Пекорини

Основные съемки начались 6 марта 2017 года и закончились через двенадцать недель и три дня. Несколько дней – в павильоне, все остальное – в труднодоступных местах Испании, Португалии и Канарских островов. Причем группа каждую неделю переме­щалась: неделю – в замке Орейя (25 миль к югу от Мадрида), затем – в Таламанка-де- Харама (на север от Мадрида), потом – в Альмонасид-де-Толедо (эту натуру, где соче­тается христианский и мавританский стили архитектуры, Гиллиам решил использовать еще в 1990-м), в монастыре Христа в португальском Томаре (кстати, объект всемирного наследия ЮНЕСКО), на Фуэртевентуре, одном из островов Канарского архипелага…

Еще во время съемок материал регулярно отсылался в Мадрид, опытному монтажеру ТЕРЕСЕ ФОНТ. Фонт: «Материал был очень хорошим, и, в первую очередь, я подума­ла: как иностранный режиссер сумел быть настолько верным духу романа!» Оконча­тельный монтаж делал ЛЕСЛИ УОКЕР, не впервые работающий с Гиллиамом. Первый вариант фильма длился 3 часа. В итоге он был сокращен на час.

Что касается музыки, Гиллиам изначально хотел, чтобы в ней был испанский колорит, чтобы она была не только оркестровой, он хотел экспериментов с этническими инстру­ментами. И нашел союзника в лице композитора РОКЕ БАНЬОСА. Гиллиам: «Огромная сила Роке в том, что он пишет очень красивую романтическую музыку. Не сентимен­тальную, не дешевую – именно красивую. У него огромное сердце, и он очень умный. Он великолепен».

ТЕРРИ ГИЛЛИАМ/Terry Gilliam/
Родился 22 ноября 1940 года в Миннеаполисе, США. Окончил колледж в Лос-Анджелесе как политолог. В кино начинал с работы художника-аниматора. Был приглашен на одну из британских студий в этом качестве. В конце 60-х получил британское гражданство. Вскоре познакомился со знаменитой комик-группой «Монти Пайтон». Творчество в группе было коллективным. При самом активном участии Гиллиама были созданы фильмы «Монти Пайтон и Священный грааль», «Жизнь Брайана по Монти Пайтону» и другие. С середи-ны 80-х перешел к более масштабному (и самостоятельному) кино: «Бразилия», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Король-рыбак», «Двенадцать обезьян», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Братья Гримм», «Страна приливов», «Теорема Зеро».



МНЕНИЯ

«Само существование фильма, самого личного в творчестве режиссера, – это триумф. «После 25 лет ожидания…» – с такого титра начинается режиссерская версия испан­ской одиссеи Терри Гиллиама, столкнувшегося за годы создания картины с множе­ством проблем».

indiewire.com

«Счастливый финал эпохального странствования Терри Гиллиама. Фильм полон энер­гии, простодушия и очарования. Каждый кадр сияет умом и юмором режиссера. Его самобытность – это наслаждение, особенно рядом с однообразным мейнстримом. Ка­ким тоскливым местом был бы мир без Терри Гиллиама».

The Guardian

«Энергия фильма, как только вы попадаете на его волну, заразительна. В нем велико­лепна каждая минута. Сюжет состоит не из последовательных эпизодов, а развивается по спирали, и в нем сталкиваются настоящее и прошлое, королевская власть и олигар­хия, искусство и коммерция, религиозность и карикатурность.

Гиллиам втягивает нас в свое сумасшествие, в мир прекрасный и опасный. Это великая тема его карьеры: мир нуждается в мечтателях, даже если они ошибаются, заблуждают­ся или обречены на провал».

The Village Voice

«Гиллиама всегда настолько тянуло к вещам безумным и внесистемным, что даже если бы ему пришлось работать в лабораторных условиях, у него все равно получился бы затей­ливый костюмированный парад на ферме, которую еще и подожгли».

The Telegraph

«Главную роль, режиссера Тобиаса Граммета, сыграл Адам Драйвер, который после сериала «Девочки» превратился в любимца режиссеров. Из звезды «Бразилии» Джо­натана Прайса получился великолепный Дон Кихот».

Independent

Если бы фильм «Человек, который убил Дон Кихота» был в конкурсе 71-го Каннского кинофестиваля, Адам Драйвер за эту работу вполне мог бы претендовать на приз за лучшую мужскую роль. Вполне возможно в конце 2018 года киноакадемики решат вы­двинуть его на «Оскар» или «Золотой глобус».

«Российская газета»

«Это кино о кино в безумном, веселом, изобретательном и хаотичном стиле «Монти Пайтон», который заставляет вспомнить фильмы Гиллиама «Приключения барона Мюнх­гаузена» и «Король-рыбак».

TimeOut

«Интеллектуальные игры режиссера, его богатая фантазия и индивидуальность про­является в каждом кадре этого грустного и веселого, дурашливого и умного, много­слойного фильма».

proficinema.ru

«Сумасшедший фильм, в котором равновесие базируется на хаосе».

L’humanite

«Праздник актерских талантов: очень выразительный Адам Драйвер, колоритный Джонатан Прайс, превосходная Ольга Куриленко».

Le canard enchaine

«Долгожданная приключенческая сказка Терри Гиллама – ужасно смешная!»

The Wrap

«Возрождение Гиллиама. Бесстрашный фильм, который можно назвать его лучшей ра­ботой за последние десятилетия. Это Гиллиам, которого мы любили в 90-е».

The Playlist


За дополнительной информацией и материалами, пожалуйста, обращайтесь:
Александра Терновская, Сinema Prestige, +7 985 969 80 91, pr@cinema-prestige.ru