КИНОПРОКАТ
Безумные соседи
À bras ouverts



год 2017
страна Франция
режиссер Филипп де Шоврон
актеры Кристиан Клавье, Эльза Зильберштейн, Ари Абиттан
продюсеры Кристиан Клавье и Патрис Леду
оператор Филипп Жильбер
жанр комедия
премьера в России 20.07.17






СИНЕМА ПРЕСТИЖ

представляет

КРИСТИАН КЛАВЬЕ, ЭЛЬЗА ЗИЛЬБЕРШТЕЙН и АРИ АБИТТАН

в комедии ФИЛИППА ДЕ ШОВРОНА

«БЕЗУМНЫЕ СОСЕДИ»
«À bras ouverts»


Франция, 2017, комедия, 93 мин.

Самая ожидаемая французская комедия года. Ведь мировой бокс-офис предыдущего хита режиссера Филиппа де Шоврона и актеров Кристиана Клавье и Ари Абиттана «Безумная свадьба» – $ 80 000 000.
В запале предвыборных дебатов рафинированный буржуа Жан-Этьен Фужероль говорит, что его любимая Франция открыта для любых иммигрантов, они везде найдут себе кров и еду, в его доме тоже. И очень скоро у ворот роскошного поместья Фужеролей появляется цыганский табор во главе с наглецом Бабиком. Размеренной семейной жизни приходит конец: по комнатам бегают свиньи, новые жильцы плавают в бассейне, сидят в хозяйском туалете, пьют коллекционное вино и даже пытаются приударить за женой Фужероля, художницей-авангардисткой Дафной. Но это еще цветочки! Потому что единственный сынок Жан-Этьена, Лионель, влюбился в дочь Бабика, юную красавицу Лулукию, и собирается на ней жениться!..



ФИЛИПП ДЕ ШОВРОН: ЛЮБЫЕ СОВПАДЕНИЯ С ЖИЗНЬЮ СЛУЧАЙНЫ. А, МОЖЕТ БЫТЬ, И НЕТ

Многие ваши фильмы, начиная с «Паразитов» и заканчивая «Безумными соседями», вращаются вокруг идеи конфронтации между людьми, социальными группами и прочими аспектами жизни, у которых явно нет ничего общего…

Абсолютно. Но, с точки зрения материала, я ничего не придумывал. Тот же принцип можно найти, например, у Франсиса Вебера, а также у других авторов, не столь заточенных на ко­медию. Заставлять сосуществовать элементы, которые для этого не предназначены, – зна­чит провоцировать искру, напряжение, неожиданные повороты. Ну, в общем, все то, в чем для меня и заключается ценность кино. Но, честно говоря, я не очень много об этом думаю, когда пишу сценарий. Это получается как-то само собой.

А как вам пришла идея «Безумных соседей»?

Должен признаться, что она не моя, а Ги Лорана и Марка де Шоврона, моего брата. Все на­чалось с теледебатов, которые они смотрели. Часто в таких передачах участники говорят непонятно что, даже если они абсолютно искренни. В общем, Ги и Марк представили, что один из выступающих дает свой адрес, чтобы сохранить лицо и быть верным своему сло­ву. Я в это время снимал фильм «С вещами на вылет», но они все-таки поделились со мной своей идеей. Мне она показалась невероятно смешной. Мы тут же сообщили Кристиану Клавье о нашем замысле, ему он чрезвычайно понравился.

Рассмотрим немного сюжет. В «Безумной свадьбе» вас интересовало общество ка­толиков с правыми взглядами. Сейчас вы решили атаковать левых?

Может, не столь осознанно, мне просто показалось забавным, что такой тип – преподава­тель философии, гуманист – становится заложником своих убеждений. Но это правда: по­смеявшись над «правой» провинциальной буржуазией, мы решили переключиться на «ле­вую» парижскую буржуазию. Хочу подчеркнуть, что ни капли злого умысла здесь нет.

Тем не менее, «Безумные соседи» вышли во французский прокат в апреле, за несколь­ко дней до президентских выборов. Обстановка была очень напряженной. Фильм рассказывает о человеке с левыми взглядами, в доме которого поселились цыгане. Вам не показалось в какой-то момент, что вы немного перегнули палку?

Честно сказать, осознание наступило уже после. Поначалу такие мысли мне в голову даже не приходили. Для меня это всего лишь история с интересными персонажами, заставляю­щая меня смеяться. К тому же некоторые из этих персонажей (я сейчас про цыган) крайне редко представлены в нашем кино. В принципе, смысл комедии в этом и заключается: ис­пользовать темы, заставляющие зрителей реагировать, раздражающие в каком-то смысле. Мы это уже проходили с «Безумной свадьбой» – критика была справа, впрочем, слева тоже. Уверен, подобное случится и с «… соседями». Но зрители, думаю, почувствуют иронию, подтекст и провокационную сторону этой истории.

Как вы работали над образом цыганского табора, чтобы показать то, что хотели, но не впасть в карикатуру или вульгарность?

Прежде всего, надо понимать: у цыган существует несколько сообществ. Мы выбрали слу­чай обычной семьи беженцев из Румынии. Они живут в тяжелых условиях, иногда прак­тически нищенских, в таких вот жутких фургонах. Бабик, персонаж Ари Абиттана, как раз и говорит об этом в фильме: у него нет документов, он не может работать, и это не вопрос личного выбора. Мы хотели показать реальность, перенеся ее в комедию. Мы напрямую работали с Сореном Михалем, представителем общества румынских цыган. Попросили его почитать сценарий, потом пригласили на съемки. Надо сказать, он много смеялся на пло­щадке, понимая, что у нас и в мыслях не было ничего плохого.

Мы так же тщательно работали над декорациями и костюмами. Старались, чтобы всё в це­лом выглядело реалистично. Например, нужно было обязательно показать, что семья цы­ган очень сплоченная – в их системе ценностей и культуре это важно.

Расскажите о Клавье, с которым вы до этого сделали «Безумную свадьбу».

На «… свадьбе» мы как раз и познакомились. Для меня Клавье – гений комедии, а также актер, очень много работающий: приезжая на площадку, он знает не только свою роль, но и весь сценарий, что позволяет нам снимать любые сцены в любом порядке. Он любит при­

держиваться текста, но иногда позволяет себе вставить какую-нибудь виньетку в конце эпизода. Кристианом очень легко руководить. И на него всегда можно рассчитывать – он всегда готов к работе. Кристиан в профессии уже столько лет, что мне, по большому счету, нечему его учить. И он, и Ари работают очень четко. И оба – очень креативные люди.

С Абиттаном вы уже снимаете третий фильм…

Я фанат и Кристиана, и Абиттана! Режиссеру важно любить своих актеров, так же, как фут­больному тренеру – своих игроков. В «Безумной свадьбе» Ари был неподражаем и, кстати, тогда он был новым лицом в кино. Думаю, ему понадобилось время, чтобы найти себя, но сейчас я вижу, что он обрел силу комика. У Ари есть способность меняться, даже внешне, и превращаться в самых разных персонажей. Он может из неотразимого парня мгновенно превратиться в полного дебила. А еще у него особый талант воспроизводить акценты, что я и использовал в фильме.

Погорим об Эльзе Зильберштейн…

Это еще один пример человека с сумасшедшей энергией. У нее каким-то невероятным об­разом получается добавить своей героине безумства, оставляя ее максимально правдопо­добной. Жанр комедии Эльзе очень подходит.

Помимо трех основных героев вам удалось найти интересных актеров и типажей на второстепенные роли.

Для меня кастинг – очень важный момент работы. Мне не очень нравится, когда пригла­шают только известных актеров. Французскому кино отчаянно не хватает новых лиц! Возь­мите, например, Армена Георгяна, который играет мажордома. Я уже снимал его в фильме «С вещами на вылет» в роли хозяина отеля. Для «… соседей» мы искали актера индуса, но во Франции таких немного, и я подумал о нем. Сделали ему макияж, надели тюрбан – он стал настоящим индусом. Ну, мне так кажется. Та же самая история с Марком Арно, который играл Барзака, идейного противника Фужероля. Они мало известны в кино, работают пре­имущественно в театре (что не мешает им быть отличными актерами).

«Безумные соседи» – ваш пятый фильм за шесть лет. Как вам это удалось?

Я очень люблю работать, но бывали у меня и периоды простоя. На мое счастье, фильмы «Ученик Дюкобю» и «Каникулы Дюкобю» прошли хорошо, и я довольно быстро запустился с «Безумной свадьбой». Был невероятный успех, и я решил им воспользоваться – вдруг это долго не продлится! Что правда – то правда: темп был очень высоким и я, наверное, возьму паузу, чтобы перезарядить батарейки и начать писать сценарий продолжения «Безумной свадьбы». Я собираюсь снимать его в следующем году…


КРИСТИАН КЛАВЬЕ. В НЕОПЛАТНОМ ДОЛГУ ПЕРЕД РЕЖИССЕРОМ

Это ваш второй фильм с Шовроном. Вы сразу после «Безумной свадьбы» планирова­ли повторить успех, или новый сценарий вас вдохновил?

Ну, прежде всего, мне понравилась история, написанная

Ги Лораном (так же, как и для «… свадьбы»). Я очень чувствителен к идеям сценаристов. Ги рассказал мне о сюжете, ко­торый придумал: встреча интеллектуала, яростного лоббиста левых взглядов и людей, ска­жем так, кочующих. И я увидел возможности для новой комедии с Филиппом. К тому же его брат Марк писал сценарий вместе с Ги. Совместная работа этой троицы меня окончательно убедила: взять расхожее клише, касающееся беженцев (они приезжают, но им не так уж и рады) и положение тех, кто хорошо устроился в жизни, но любит учить морали других!

Как вам работается с Шовроном?

Филипп просто отличный режиссер для актеров. Он очень требовательный и точно знает, чего хочет, при этом оставляя вам немало свободы. Как и в случае с «Безумной свадьбой», я вижу, что результат отличный. Мне безумно нравится, когда есть игра и свобода мысли, но, конечно, при сохранении авторской идеи. Когда я встречаю режиссера с таким подхо­дом к работе, это сплошное удовольствие.

Являются ли «Безумные соседи» чем-то особенным в вашей карьере?

Честно говоря, не знаю. Я бы сказал так: фильм занимает особое место, поскольку стал для меня продолжением работы над «Безумной свадьбой», плюс перевел меня в катего­

рию персонажей «за 60». Это начало нового этапа в моей жизни, где я чувствую себя очень счастливым и, как мне кажется, это нравится и публике. Думаю, я играю человека, которым собственно сам и стал: физически я, конечно, уже не такой, каким был в «Загорелых», но зато нашел способ существования через персонажей, которых для меня создают Филипп и Ги. И я им сильно должен!


АРИ АБИТТАН: СЕБЯ НА ЭКРАНЕ ЕДВА УЗНАЮ

Вы с Филиппом де Шовроном работаете уже в третий раз. Здесь вы настолько пере­воплотились, что вас просто не узнать!

Да это просто подарок, что он доверил мне роль Бабика! Вообще не ожидал такого предло­жения. Я очень много работал над ролью. И это правда, что иногда, глядя на себя со сторо­ны, я едва себя узнавал! Даже лучше сказать: этот человек меня смешил. Для комедийного актера играть такой образ – невероятное удовольствие. Так же, как работать с Филиппом и Кристианом на одной площадке.

Как вы работали над ролью?

Все началось с одежды Бабика, а потом понеслось все остальное: прическа, зубы, манера двигаться, говорить. Это очень многогранная роль, я до сих пор таких не играл, особенно с такой степенью «превращения в героя». Сегодня, когда я смотрю фильм, обнаруживаю, что смеюсь вместе с народом!

Мы довольно тесно работали с цыганами. Они наблюдали за правдоподобностью того, что мы придумывали. На третий день съемок они сделали мне прекрасный комплимент: «Ты луч­ший из цыган!» Это то, что мне было очень важно – их взгляд.

Каким вы представляли себе Бабика?

Бабик – настоящий глава семьи. Когда он видит по телевизору Фужероля, приглашающего в гости иммигрантов, думает лишь об одном: защитить своих, найти им жилище, хотя бы на время. Он довольно вспыльчивый, временами нервный, например, когда речь идет о том, чтобы оградить дочь от сына Фужероля. Сосуществование гостей и хозяев – сплошная не­разбериха: ведь у них не только культурные различия и разные жизни, но их встреча стала следствием медийного пари.

В какой-то момент мы видим, что Бабик понял, что стал проблемой для Фужероля, и начинает этим пользоваться…

Да, он очень быстро «интегрируется» и, несмотря на то, что плохо знает французскую куль­туру, быстро понимает, что происходит. При этом интересно, что когда другая цыганская семья приходит и звонит в дверь Фужеролей, Бабик становится на защиту своего клана. Это важно, потому что фильм разоблачает предубеждения одних против других.

Как ваше сотрудничество с Шовроном менялось на протяжении трех фильмов?

У Филиппа очень простая философия: он приходит на съемочную площадку и говорит, что каждый день будет в кайф! А для этого надо поработать и быть готовым сыграть сцену 76-ю, а потом 82-ю, при этом помнить, что было накануне. Это тот тип режиссера, у которого своя музыка в голове, и он точно знает, чего хочет. Но внимание – Филипп очень восприимчив к глупостям, которые вы ему предлагаете. Теперь мы работаем быстрее, потому что стали настоящими друзьями. И это, кстати, позволяет Филиппу оставлять лишь то, что он расце­нивает как лучшее, и отсекать все, что ему не подходит. Он, как и Кристиан, знает, что такое «смешно». Для Филиппа важно смеяться вместе, а не против. Он доброжелательный, чест­ный и серьезный, он первоклассный собеседник, каких редко встретишь.

С Клавье вы снимались в «Безумной свадьбе» и «Пришельцах-3»…

Я обожаю Клавье – за его «комическую жизнь», за его карьеру… Он любит свою работу и подстегивает мое желание работать. Когда мы делали «Безумную свадьбу», Кристиан от­казывался с нами встречаться до съемок только потому, что хотел установить ту дистанцию, которую его персонаж чувствовал по отношению к своим зятьям. И это отлично сработало: Меди Садун, Фредерик Шо, Нум Дьявара и я приехали на площадку, и эта его «дистанция» плюс наше к нему отношение (все-таки сам Кристиан Клавье!) дало тот эффект, к которому он стремился! Кристиан входит в роль с первого дубля: с ним не бывает никакого разогре­ва. Как только камера включается, это поезд, который мчит со скоростью 450 км в час!

Дистанция со временем стерлась?

Да, конечно. Мы ближе познакомились, и я думаю, что сейчас между нами существует взаи­моуважение. Сейчас я много разговариваю с Клавье, слушаю его советы. Он очень искрен­ний человек (а это трудно при жизни на виду), умный и один из лучших французских акте­ров. Я не один, кто так думает.

Хотели бы вы попробовать другие жанры, кроме комедии?

Мне кажется, я еще много всяких глупостей могу наделать в этом жанре. Сегодня у меня есть роскошь выбора сценария, мне их присылают много. Возможно, продлится это недол­го. Но пока я этим пользуюсь. В принципе, не вижу никакой проблемы при мысли сыграть драматическую роль.


АКТЕРЫ

КРИСТИАН КЛАВЬЕ /Christian Clavier/ – Жан-Этьен
Родился 6 мая 1952 года в Париже. Снимался в фильмах: «Пришельцы», «Ни минуты покоя», «Безумная свадьба», «Безумные преподы», «Красный отель», «Нет секса – нет денег», «Шпионские страсти», «Наполеон», «Астерикс и Обеликс против Цезаря», «Между ангелом и бесом», «Коварство славы», «Жажда золота».

АРИ АБИТТАН /Ary Abittan/ – Бабик
Родился 31 января 1974 года в Париже. Снимался в фильмах: «С вещами на вылет!», «Пришельцы-3: Взятие Бастилии», «Безумная свадьба», «Тур де Шанс», «Да здравствует Франция».

ЭЛЬЗА ЗИЛЬБЕРШТЕЙН /Elsa Zylberstein/ – Дафна
Родилась 16 октября 1968 года в Париже. Снималась в фильмах: «Один плюс одна», «Цена желания», «Другая Бовари», «Банкирский дом Нусингена», «Ангел», «Я так давно тебя люблю», «Братство камня», «Модильяни», «Обретенное время».



СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА

ФИЛИПП ДЕ ШОВРОН /Philippe de Chauveron/ – режиссер
Родился 15 ноября 1965 года в Париже. Снял фильмы: «С вещами на вылет!», «Безумная свадьба», «Команда мечты», «Любовь на троих», «Крутые перцы».

ГИ ЛОРАН /Guy Laurent/ – автор сценария
Сценарист фильмов «Безумная свадьба», «Звезды дискотек», «Любовь на троих», «Крутые перцы».

ПАТРИС ЛЕДУ /Patrice Ledoux/ – продюсер
Принимал участие в создании фильмов: «Зануда», «Отпетые мошенники», «Дублер», «Империя волков», «Откройте, полиция-3», «Пришельцы», «Хамелеон», «Жанна д’Арк», «Страна обезьян», «Пятый элемент», «Леон», «Голубая бездна».

ФИЛИПП ЖИЛЬБЕР /Philippe Guilbert/ – оператор
Принимал участие в создании фильмов: «Воспоминание», «Тайна Гранд-опера», «Любовь на Рождество», «Анри», «Матери и дочери».