КИНОПРОКАТ
Я, Дэниел Блэйк
I, Daniel Blake



год 2016
страна Великобритания – Франция
режиссер Кен Лоуч
актеры Дэйв Джонс, Хейли Сквайрс, Брианна Шенн, Дилан Маккирнан, Кейт Раттер, Шерон Перси
сценарий Пол Лаверти
продюсер Ребекка О’Брайен
оператор Робби Райан
продолжительность 100 мин.
жанр драма
премьера в России 27.10.16

      скачать пресс-релиз




СИНЕМА ПРЕСТИЖ

представляет

фильм
КЕНА ЛОУЧА

«Я, ДЭНИЕЛ БЛЭЙК»
«I, Daniel Blake»


Каннский кинофестиваль 2016 года – «Золотая пальмовая ветвь»
МКФ в Локарно – приз зрителей


Режиссер Кен Лоуч – британский классик, обладатель около сотни кинопремий и призов международных кинофестивалей, включая две «Золотые пальмовые ветви» («Ветер, который качает вереск», «Я, Дэниел Блэйк») и два приза жюри («Доля ангелов», «Тайный план») МКФ в Каннах, премию «Сезар» («Нежный поцелуй», «Земля и свобода»). Наряду с Эмиром Кустурицей, Михаэлем Ханеке и еще несколькими режиссерами входит в элитный клуб двукратных победителей Каннского кинофестиваля.
«Я, Дэниел Блэйк» – пронзительная, волнующая, эмоциональная драма о противостоянии обычного человека и государственной машины, о несправедливости и безжалостности, о любви и чувстве собственного достоинства. О жизни как она есть.
Дэниел Блэйк – недавно овдовевший пожилой бездетный работяга. Он – плотник, отличный мастер, но после перенесенного инфаркта вынужден оставить свое место и обратиться за пособием. Человек, всю жизнь пахавший как проклятый, теперь должен воевать с безумной и бездушной бюрократической системой…



КЕН ЛОУЧ: Хороший эспрессо – ключевой момент съемок

Говорили, что «Зал Джимми» будет вашим последним фильмом. В таком случае, что побудило вас снять «Я, Дэниел Блэйк»?

Это было опрометчивое высказывание. Столько историй существует, которые можно рассказать. Так много героев, которых можно показать…

В чем основа фильма?

Общечеловеческая история о людях, пытающихся выжить. Это было отправной точкой. А персо­нажи и сюжет должны основываться на реальном жизненном опыте. Если говорить честно, мы все видим сознательную жестокость государства по отношению к тем, кто находится в отчаянном положении, преднамерен­ную неэффективность бюрократии. Гнев, который вызывает эта ситуация, стал стимулом для создания фильма.

С чего вы начали?

Я всегда хотел снять что-нибудь в моем родном Нанитоне – это в центре Мидлэнда. Туда мы с Полом Лаверти и отпра­вились. Мы познакомились с разными людьми: кто-то был безработным – по разным причинам, у других был нестабильный заработок, третьим даже негде было жить. Один симпатичный парень пригласил нас к себе. Он жил в комнате в доме, который содержится с помощью благотворителей. Это был настоящий Диккенс: матрас на полу, холодиль­ник – всё! Пол поинтересовался, а что в холодильнике. Ничего, даже молока не было. Парень был в отчаянии. Он рассказал нам про своего друга, который иногда получал временную работу через агентство. Однажды ему позвонили в пять утра, сказав, что к шести надо быть на одном складе. Он вовремя, не имея личного транспорта, с большим трудом, туда добрался. Ему сказали: ждите. А в четверть седьмого сообщили, что работы сегодня нет. И парень отправился обратно – без денег. Об этом постоянном унижении и незащищенности людей мы говорим в фильме.

Как собранный вами материал превращался в сценарий?

Наверное, самым сложным было принять решение, какую из многочисленных историй выбрать. О подобных проблемах молодежи прежде было снято немало (мой фильм «Мои шестнадцать лет» в том числе), а вот бедственное положение людей старшего возраста практически остается неза­меченным. Поколение, которое занималась квалифицированной, но физической работой, сейчас приблизилось к концу своей трудовой жизни. У людей проблемы со здоровьем, они не понимают новых технологий, не умеют пользоваться услугами агентств занятости – немного здесь порабо­тать, немного там. Они привыкли к прежним правилам и теперь просто потерялись. А непробива­емая бюрократическая система перемалывает людей. Мы об этом услышали много историй. Пол придумал главного героя, Дэниела Блэйка, и проект начался.

Почему вы решили снимать в Ньюкасле?

Мы съездили в несколько городов – в Нанитон, Ноттингем, Сток, Ньюкасл. Мы не раз снимали на северо-западе – в Ливерпуле, Манчестере, – поэтому искали другие места. Лондон исключался. В нем немало проблем, но они другие. Нам хотелось рассказать о том, что находится за пределами столицы. Ньюкасл в культурном отношении такой же богатый город, как Ливерпуль или Глазго. Эти города очень кинематографичны, выразительны. И политическое самосознание там сильно раз­вито.

Опишите характер главного героя.

Дэн всю жизнь работал плотником – на больших стройках и в маленьких строительных компаниях. Он отличный мастер и любит работать по дереву для собственного удовольствия. Его жена умерла, а сам он перенес сердечный приступ и все еще на реабилитации, поэтому должен получать посо­бие. Фильм рассказывает о том, как он выживает в условиях, когда ищет «подходящую работу». Он неунывающий, добродушный человек, оберегающий свою личную жизнь.

Большая часть истории связана с ужасной бюрократической машиной. Как вам удалось из этого сделать драматургию?

Думаю, то, о чем наш фильм, хорошо знакомо большинству людей. Попытки борьбы с бюрократи­ческой машиной – это и сплошное отчаяние, и черная комедия. И это сводит с ума. Здесь и комич­ность, и безжалостность, и трагедия, в конце концов. «Бедные сами виноваты в своей бедности» – эта позиция защищает власть правящего класса.

Что вы хотели увидеть в своих героях Дэне и Кэти, когда выбирали на их роли Дэйва Джонса и Хейли Сквайрс?

В Дэне – обычного здравомыслящего человека, у которого была жизнь обычного работяги, пока он не потерял жену и не заболел. Человека с чувством юмора, очень чуткого и тонкого. В Кэти – чув­ствительность, но и настоящую смелость. И в обоих – абсолютную достоверность.

Дэйв Джонс – и актер, и стендап-комик. Почему вы выбрали его?

Обычный стендап-комик, будь то мужчина или женщина, «корнями уходит» в жизнь рабочих, коми­ческое рождается из опыта этой жизни, их шутки часто связаны с поиском выхода из трудностей, с комическим опытом выживания. Дэйв – работяга, который заставляет вас улыбаться. Чего мы, собственно, и хотели.

А Хейли Сквайрс?

Мы встретились с большим количеством актрис, каждая была по-своему интересной, но опять же – Хейли по происхождению из рабочих и блестящая актриса. Каждый раз в спорных ситуациях она оказывалась права. Она – это истинная правда.

Как шли съемки?

Начнем с того, что тексты Пола всегда очень точные и напол­нены жизнью. Это означает, что мы редко снимаем материал, который потом не используем. Важнейшая вещь в съемках – это планирование. Подготовка. Во всем нужно определиться до начала – натура, актеры, рабочие моменты. Нужна группа, которая абсолютно точно понимает замысел проекта и твор­чески предана ему. Все это у нас было: потрясающая эффек­тивность и отличное чувство юмора всех членов съемочной группы. В таком случае все ваши усилия продуктивны. Работа с хорошими друзьями – это радость и, что важно, наличие кофе-машины, которая была с нами на протяжении всего времени. Хороший эспрессо во время съемочного дня – это ключевой момент.



ДЭЙВ ДЖОНС: Ошкуривать кусочек дерева – отличная психотерапия

Кто такой Дэн?

Парень, который всю жизнь проработал плотником, честный, прямодушный, с хорошим чувством юмора и собственного достоинства. Ели он говорит: «Я это сделаю», значит, сделает. Он ухаживал за больной женой, а после того, как она умерла, перенес инфаркт. Он не может работать и теперь вынужден бороться с властями, с чиновниками, которые не хотят палец о палец ударить. Он, буду­чи человеком честным, пытается бороться с ними по-своему, сохраняя свое достоинство, с юмором. Но ему становится все труднее и труднее, потому что система действует только себе на пользу.
Затем он встречает Кэти, приехавшую из Лондона с двумя детьми. Они становятся друзьями. Он хочет ей помочь, не­смотря на то, что сам находится в незавидном положении.

Как вы оказались исполнителем главной роли?

О, Боже! Это невероятно! Я стендап-комик. Играл в театре всякую всячину. Продюсер, с которым я работал, сказал, что можно отправить резюме в одну компанию, которой нужен комик, умеющий импровизировать – это просто про меня.
Я написал письмо кастинг-директору Калин Кроуфорд: «Я – стендап-комик. Немного играю. Мне сказали, что вы ищете кого-то. У меня нет никакого резюме или чего-то еще, но вот адрес моего сайта». Через пару недель меня пригласили встретиться с Кеном. Мы немного поговорили о чепу­хе, которой я занимаюсь, о моем отце – он работал столяром, поэтому я понимал, кто такой Дэн и каков его мир.
Потом был кастинг, и первой актрисой, с которой мне пришлось пробоваться, была Хейли. Мы сы­грали сцену, и это прекрасно сработало. Лично я был счастлив просто повидаться с Кеном. А через некоторое время он сам мне позвонил: «Привет, это Кен. Не хотел бы ты сняться в моем фильме?» – «Не хотел бы я сняться в твоем фильме? Думаешь, я еще должен думать об этом?»

Как проходили съемки?

В первый день, скажу честно, я опозорился. В голове звучал печальный голосок: «Сейчас тебя разо­блачат. Сейчас узнают, что у тебя ничего не получится. Скажут: вон!»
Но Кен был такой замечательный. Он сказал: «Просто подумай». Это было так очевидно, но, знаете, как будто дверь внезапно открылась. Ты «вытаскиваешь» всё из собственных переживаний, вспо­минаешь об отце, его жизни, о том, каким он был. Ты ведь не просто говоришь себе: «О, этот парень написал слова, и тебе надо только произнести их». Когда ты думаешь об этой истории, живешь ею, она будто проникает в тебя, и тогда становится естественной и настоящей.

Как вы готовились к роли?

Ну, я прошел настоящий курс по обработке дерева. В Ньюкасле есть такое место, где собираются бездомные люди или те, у кого еще какие-то проблемы. Они занимаются восстановлением мебели. Потом эту мебель продают в магазине – такое вот самофинансирование. Там был парень – резчик по дереву, я у него два дня учился, как правильно вырезать фигурку рыбы, чем любит заниматься Дэн. Я сделал всё сам с нуля, всё ошкурил и отдал моей дочери. Мне надо было понять, как пра­вильно работать с инструментами, чтобы в фильме это выглядело по-настоящему. На самом деле это отличная психотерапия – сидеть и ошкуривать кусочек дерева. Моя дочь не могла поверить, что я всё это делал. Если честно, я и сам не мог поверить.



ХЕЙЛИ СКВАЙРС. О спасительном юморе и спасательном круге

Кто такая Кэти?

Кэти 27 лет, она из Южного Лондона, у нее 10-летняя дочь и сын семи лет. Два года назад у нее слу­чился конфликт с владельцем дома, который она арендовала. Кэти практически оказалась на ули­це, а потом в хостеле для бездомных. Теперь ей предложили жилье – но в Ньюкасле, где она прежде не бывала, и где у нее никого нет. И денег у нее нет тоже.

Как вы оказались исполнительницей главной роли?

В 2010-м я окончила Rose Bruford College. У меня диплом по актерскому мастерству, но, кроме этого, я пробую писать сце­нарии. У меня было несколько эпизодических ролей в кино и на телевидении. Я отослала пару своих записей кастинг-ди­ректору Калин Кроуфорд, но лично с ней не встречалась. Прошлым летом мне позвонили, пригла­сив на пробы для нового фильма Кена Лоуча. Все, что я знала – для роли нужна актриса из Лондо­на, моего возраста. Ни про проект, ни про сценарий мне ничего не сообщили. Только сказали, что режиссер хочет встретиться и поговорить. Мы встретились с Кеном и Калин. Говорили около 15 минут. С этого все и началось.

О чем они вас спрашивали?

О моей жизни, о родителях. Я выросла в Южном Лондоне. Когда мне исполнилось 14, мы переехали в Кент. Мы говорили о том, как это – жить в Лондоне, а потом переехать в небольшой город. О том, чем бы я занималась, если бы не была актрисой. Моя жизнь вполне могла сложиться, как у Кэти.

Как прошла ваша первая встреча с Дэйвом?

Мы совсем немного пообщались. Я, конечно, не скажу, что все актеры тщеславны, но 60-летний артист, который столько лет в профессии, у которого все время то кинопробы, то прослушивание, привыкает «подавать» себя. А Дэйв много шутил, поэтому все было мирно и спокойно. Видно было, что он не старается «показать» себя. Получилось, будто мы просто разговариваем между собой.

Этот фильм отличается от того, где вам приходилось играть прежде?

Да, абсолютно. Что я имею в виду? У меня не большой театральный опыт – я играла только в одной пьесе после окончания театральной школы. Все остальное – кинороли. Обычно вы получаете ваши сцены, ваш текст, а если повезет – весь сценарий целиком. У Лоуча все не так. Еще он очень редко использует слово «импровизация», у него вместо этого «разговоры». Он говорил: «Ситуация такая-то, вы находитесь в таком-то месте, здесь вы хотели бы получить то-то и то-то, а теперь просто по­говорите друг с другом». И это было прекрасно.
Это было самое лучшее событие в моей жизни. Кен – мой кумир. То же самое могу сказать о Поле и Ребекке – в течение двадцати лет они снимают поразительные фильмы. Это абсолютно не похоже на то, что мне приходилось делать раньше. Не было такой веры в режиссера и всю группу. Участво­вать в таком фильме и сыграть такую роль – это потрясающе. Я чувствовала себя частью команды, а не исполнительницей роли. Ощущала спокойствие и всеобщую поддержку. Это как спасательный круг – ты в середине и все вокруг тебя.



РЕБЕККА О’БРАЙЕН: Если бы это продолжалось вечно!..

С чего начинался фильм?

Пол, как всегда, пришел с интересными историями. Увлек ими Кена. Затем они съездили в несколь­ко городов в поисках натуры и для того, чтобы встретится с людьми и послушать их реальные исто­рии. Зимой и весной 2015-го Пол писал сценарий. Я тогда была занята на другом фильме, но как только его закончила, мы решили, что надо запускать этот, и как можно скорее. Мы чувствовали, что это очень актуально и жизненно.

О чем он?

О борьбе за выживание. Это история, которая повторяется снова и снова в разные времена и в разных обстоятельствах.

Вас не беспокоило, что эта история не совсем типична для кино?

Нисколько. Пол Лаверти всегда находит такие истории, которые стоит рассказать. Он умеет облечь их в такую форму, что, кажется, будто это не потребовало от него каких-либо усилий.

Как финансировался фильм?

Как всегда, мы сотрудничали с нашими замечательными французскими партнерами. Why Not Productions и Wild Bunch работали с нами, начиная с подготовительного этапа. Я отослала свою заявку и сценарий, как только он был готов, в BFI и BBC Films. Если бы мы не решили срочно запу­скать фильм, возможно, их участие было бы в большем объеме. Но этот «пробел» помогли воспол­нить французские компании и бельгийская Les Films du Fleuve, тоже наши постоянные партнеры. В целом же, бюджет фильма был гораздо меньше, чем на наших недавних проектах, поскольку здесь камерная история и не так много актеров.

Почему вы решили снимать в Ньюкасле?

Мы хотели, чтобы действие происходило в характерном урбанистическом центре, но обязательно красивом. Продемонстрировать, что подобные истории случаются с людьми не в каких-то захуда­лых районах, а в больших и благополучных городах страны. Ньюкасл – это срез общества в целом. Кроме этого, там очень выразительная натура – холмы, река, мосты. В этом месте есть какая-то сильная энергетика. Мне всегда хотелось там снять фильм, думаю, и Кену тоже.

Предполагалось, что фильмом «Зал Джимми» Лоуч завершит творческую карьеру. Но он вернулся, и в прекрасной форме. Вам не кажется, что именно тема фильма вдохнула в него силы?

Да. Потому что для него и Пола очень важно делать фильм политически актуальный и важный. Они получают от этого жизненную энергию, и это, в свою очередь, видно в фильме. Любому режиссе­ру снимать непросто, но проблематика фильма и работа с актерами необыкновенно вдохновляют Кена. Это замечательно – видеть его таким энергичным. Иногда я думаю: «Господи, если бы это про­должалось вечно…»



СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА

КЕН ЛОУЧ /Ken Loach/ – режиссер

Родился 17 июня 1936 года в Нанитоне, Уорвикшир, Великобритания.
Британский классик, обладатель около сотни кинопремий и призов международных кинофестивалей, включая две «Золотые пальмовые ветви» («Ветер, который качает вереск», «Я, Дэниел Блэйк») и два спецприза жюри («Доля ангелов», «Тайный план») Каннского МКФ, премию Европейской киноакадемии («Отбросы общества»), премию «Сезар» («Нежный поцелуй», «Земля и свобода»), многочисленные призы прессы и зрителей. Входит в небольшой элитный клуб двукратных победителей Каннского кинофестиваля (кроме него в клубе состоят Билле Аугуст, Эмир Кустурица, Сёхей Имамура, Михаэль Ханеке, братья Дарденн, Альф Шёберг и Френсис Форд Коппола).
Фильмография: «Я, Дэниель Блэйк» (2016), «Зал Джимми» (2014), «Дух 45-го» (2013), «Доля ангелов» (2012), «Ирландский маршрут» (2010), «В поисках Эрика» (2009), «Это свободный мир» (2007), «У каждого свое кино» (2007), «Ветер, который качает вереск» (2006), «Клевета МакДональдс» (2005), «Билет на поезд» (2005), «Нежный поцелуй» (2004), «11 сентября» (2002), «Милые шестнадцать лет» (2002), «Навигаторы» (2001), «Хлеб и розы» (2000), «Мерцающее пламя» (1998), «Меня зовут Джо» (1998), «Песня Карлы» (1996), «Земля и свобода» (1995), «Божья коровка, улети на небо» (1994), «Град камней» (1993), «Отбросы общества» (1991), «Тайный план» (1990), «Отечество» (1986), «На чьей ты стороне?» (1985), «Взгляды и улыбки» (1981), «Черный Джек» (1979), «Семейная жизнь» (1971), «Кес» (1969), «Бедняжка» (1967).

ПОЛ ЛАВЕРТИ /Paul Laverty/ – автор сценария
Родился в 1957 году в Калькутте. Обладатель призов за лучший сценарий на МКФ в Каннах («Милые шестнадцать лет»), в Венеции («Это свободный мир»), две номинации Европейской киноакадемии («Нежный поцелуй», «Ветер, который качает вереск»).
Фильмография: «Я, Дэниель Блэйк» (2016), «Зал Джимми» (2014), «Доля ангелов» (2012), «Катманду, зеркало неба» (2011), «Они продают даже дождь» (2010), «Ирландский маршрут» (2010), «В поисках Эрика» (2009), «Это свободный мир» (2007), «Ветер, который качает вереск» (2006), «Груз» (2006), «Билет на поезд» (2005), «Нежный поцелуй» (2004), «11 сентября» (2002), «Милые шестнадцать лет» (2002), «Хлеб и розы» (2000), «Меня зовут Джо» (1998), «Песня Карлы» (1996).

РОББИ РАЙАН /Robbie Ryan/ – оператор
Родился в 1970 году в Дублине. Обладатель приза за лучшую операторскую работу на МКФ в Венеции («Грозовой перевал»).
Фильмография: «Я, Дэниель Блэйк» (2016), «Я не серийный убийца» (2016), «Строго на запад» (2015), «Зал Джимми» (2014), «Поймай меня, папочка» (2014), «Филомена» (2013), «Последние дни на Марсе» (2013), «Вершина» (2012), «Бомба» (2012), «Доля ангелов» (2012), «Грозовой перевал» (2011), «Я – рабыня» (2010), «Патагония» (2010), «Книга скаутов для мальчиков» (2009), «Аквариум» (2009), «Кармо» (2008).

РЕБЕККА О’БРАЙЕН /Rebecca O’Brien/ – продюсер
Родилась в 1957 году в Лондоне.
Фильмография: «Я, Дэниель Блэйк» (2016), «Зал Джимми» (2014), «Медиастан» (2013), «Доля ангелов» (2012), «Солнце и апельсины» (2010), «Ирландский маршрут» (2010), «Жан Шарлис» (2009), «В поисках Эрика» (2009), «Лето» (2008), «Это свободный мир» (2007), «У каждого свое кино» (2007), «Ветер, который качает вереск» (2006), «Билет на поезд» (2005), «Нежный поцелуй (2004), «11 сентября» (2002), «Милые шестнадцать лет» (2002), «Навигаторы» (2001), «Принцесса» (2001), «Хлеб и розы» (2000), «Меня зовут Джо» (1998), «Мистер Бин» (1997), «Земля и свобода» (1995), «Тайный план» (1990).


АКТЕРЫ

ДЭЙВ ДЖОНС /Dave Johns/ – Дэниел Блэйк
ХЕЙЛИ СКВАЙРС /Hayley Squires/ – Кэти
ДИЛАН МАККИРНАН /Dylan McKiernan/ – Дилан
БРИАНА ШЕНН /Briana Shann/ – Дейзи
КЕЙТ РУТТЕР /Kate Rutter/ – Энн
ШЭРОН ПЕРСИ /Sharon Percy/ – Шейла



МНЕНИЯ

«Острый, волнующий, актуальный фильм»
Variety

«Современная классика»
The Times

«Мастерское описание трагедии маленького человека».
Lenta.ru

«Честная гуманистическая притча».
«Новая газета»

«Я, Дэниел Блэйк» – яростная и безыскусная история человека, которого можно было бы назвать обычным, простым, если бы его абсолютное достоинство и порядочность не казались сегодня чем-то удивительным».
GQ