КИНОПРОКАТ
БУРЯ
The Tempest




Необычная работа с привычным драматургическим материалом – сегодняшний лейтмотив Московского фестиваля. Безусловно, его кульминацией станет показ «Бури» Джули Тэймор.



Джули Тэймор: «У меня не было перед глазами актера, который вдохновлял бы меня настолько, что я предложила бы ему эту роль. И в то же время я знала несколько потрясающих актрис, Хелен Миррен в том числе, которые заставляли меня задуматься: «Боже, а что если мы поменяем пол героя?»



Роли Миррен – неординарные: надо иметь немало смелости, чтобы решиться сыграть здравствующую королеву, да и супруга Льва Толстого – не такой простой образ для голливудской актрисы, даром что у Миррен российские корни. Но даже эти «челленджи» меркнут по сравнению с ролью в «Буре». В экранизации знаменитой пьесы Шекспира Миррен играет главного героя, который в оригинале был мужчиной по имени Просперо, а у Тэймор стал женщиной – Просперой.



Режиссер «Фриды» Джули Тэймор поддалась чарам «юмористической стороны» «Бури», и устроила нам очередное переложение, где маг Просперо стал женщиной, Калибан большую часть времени просто красуется специфическим гримом, а все остальные либо хохмят, либо «читают текст», либо удаляются в техномагию со спецэффектными гарпиями и летучими Ариэлями. Впрочем, все это так здорово снято, а ужимки и прыжки так уверенны, благо их исполняют весьма замечательные артисты в оскароносных костюмах «современность под старину», так что сразу подмену и не заметишь.



Фильм «Буря» завораживает своим необыкновенным слогом с самого начала. Среди российских премьер последнего времени я не припомню фильма столь богатого на красочные описания и загадочные диалоги.



Премьера фильма»Буря». 28 июня 2011 года. Мультиплекс «Октябрь». Фоторепортаж.



Фильм подобен «Лунной сонате» Бетховена – прекрасен и легок. Рекомендую.



…Если тот же Кеннет Брана, перенося на экран шекспировские тексты, старался подбирать неоднозначные актерские ансамбли (и это работало), то кастинг Тэймор создает полное впечатление, что никого другого здесь быть попросту не могло. Хеллен Миррен в потрясающей форме, Расселл Брэнд и Альфред Молина – прекрасная пьяная парочка Тринкуло и Стефано, Джимон Хонсу — звероподобный Калибан, Бен Уишоу из «Парфюмера» – бесплотный, андрогинный Ариэль.



Кажется, никто не обходился с Шекспиром в кино радикальнее Теймор, сменившей пол не просто главному герою «Бури», но, по сути, ее автору: в шекспироведении принято считать, что Просперо — автопортрет художника. Парадоксальным образом от этой перестановки пьеса не особенно исказилась, не говоря уже о том, что в английской речи даже не пришлось менять окончания.



Пусть грим и костюмы выглядят слишком пышными (особенно удался получерный-полубелый, с чешуйчатым черепом Калибан), все эти платья из кожи и перьев, старомодные эффекты, огненные псы... Все равно Шекспир остается Шекспиром, и слушать и смотреть его приятно даже в такой непривычной интерпретации.



Любопытно, что «Буря» кончается почти так же, как «Гарри Поттер»: волшебник (хотя в «Буре» Джули Теймор поменяла волшебника Просперо на колдунью Просперу, которую играет Хелен Миррен) ломает свою волшебную палочку и выбрасывает в пропасть. Жезл у героини "Бури" в десятки раз больше и мощнее, чем жалкий поттеровский сучок бузины, но это как раз удобная метафора, отражающая соотношение писательских калибров Уильяма Шекспира и Джоан Роулинг, которая, не исключено, именно у своего великого соотечественника позаимствовала идею с поломкой магического инвентаря и добровольным отказом от сверхспособностей после окончательной победы над злом.



– Что привлекло вас как актрису, которая много играла в театре Шекспира, в постановке «Бури» режиссера Джули Теймор? Хелен Мирен: Возможность сыграть Просперо. Это было мое страстное желание. Мне показалось, что эту роль может сыграть женщина, причем, не изменив при этом сути пьесы. Мне очень хотелось сыграть эту большую шекспировскую роль.